О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств... далее  


Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе... далее  


Веселая азбука
  Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее  


Продлить молодость
В жизни каждой женщины — у кого-то раньше, у кого-то позже, наступает особый период. Это вр... далее  


Аква Марис®:все, что вы хотели знать
Насморк — одна из наиболее часто озвучиваемых жалоб, с которой обращаются к первостоль... далее  

Знак качества

Товарные знаки вошли в жизнь российского общества после длительного периода нерыночных отношений. Отсутствие эффективной экономики, тормозящие рынок идеологические надстройки — все это негативно повлияло на развитие системы регистрации и использования товарных знаков в СССР, а потом и в России. Сегодня порочная практика «атаки клонов» вытесняется рациональными взаимоотношениями компаний, но восстановление справедливости порой отнимает огромное количество времени и сил.

 
 
Под товарным знаком или торговой маркой понимается специальное обозначение, необходимое, чтобы потребители могли идентифицировать конкретный товар, услугу или производителя. Как известно, в СССР конкурентной борьбы — своеобразного двигателя прогресса рыночной экономики — не было, поэтому и товарные знаки попросту не были нужны.

Кто первый — того и бренд

Любые рыночные отношения предполагают необходимость индивидуализации товаров и услуг в любой сфере предпринимательства. Художники испокон веков подписывают свои картины, а индийские ремесленники еще 3000 лет назад начали ставить свои автографы на изделиях ручной работы перед отправкой в другие страны.
 
В СССР товарный знак находился под защитой Постановления Совета министров от 15 мая 1962 г., Положения о товарных знаках от 8 января 1974 г. и международных соглашений, которые были ратифицированы Советским Союзом. В то время товарные знаки регистрировались в Государственном комитете Совета министров по делам изобретений и открытий.
 
В 70-х гг. прошлого столетия специалисты Харьковского фармацевтического института разработали знаменитую мазь Левомеколь, и перед ними встала задача массового производства нового лекарства. В 1982 г. Харьковский фармацевтический институт обратился с предложением о сотрудничестве к Горьковскому фармацевтическому заводу, правопреемником которого является компания «Нижфарм». Специалисты Горьковского фармзавода разработали технологию производства препарата, аппаратурную схему, составили промышленный регламент и сделали фармакопейную статью. Первый промышленный выпуск мази Левомеколь осуществили именно работники Горьковского фармацевтического завода. В 90-х гг. прошлого века «Нижфарм» зарегистрировал свои права на товарный знак Левомеколь. Чуть позже было подписано лицензионное соглашение с компанией «Акрихин», дающее ей право производить мазь под тем же торговым названием.
 
Однако популярность мази и широкая известность ее рецептуры стали поводом для производства мази на многих других предприятиях. А сравнительная неразвитость культуры рыночных отношений и недостаточная эффективность законодательства привели к частым случаям незаконного использования торгового знака Левомеколь. Работникам компании «Нижфарм» пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять свои права.

Край непуганого плагиата

Встав на рыночный путь развития, Россия претерпела радикальные изменения во всех сферах экономики. Врачи и пациенты столкнулись с появлением огромного количества наименований различных лекарственных средств, относящихся к разным группам и предназначенных для применения при разных заболеваниях. Некоторые специалисты даже стали задумываться о необходимости глобального запрета регистрации торговых наименований лекарств, кроме комбинированных препаратов. Несомненно, и врачам, и больным было бы проще, если бы лекарства имели одно название и различались бы только своим происхождением (а для компаний это стало бы поводом для формирования и поддержания имиджа надежного производителя). Пока, правда, предпосылок для такого нововведения нет, а потому многие участники фармацевтического рынка России сталкиваются с необходимостью защиты своих товарных знаков. Часто это бывает связано не только с нюансами законодательной базы, но и с незаконной деятельностью некоторых предпринимателей, откровенным мошенничеством и большими сроками рассмотрения таких дел. Например регистрация великого множества торговых названий препаратов, за которыми стоит один и тот же состав, при позиционировании каждого из них в качестве оригинального — не редкость.

Пострадавшая сторона

В качестве примера можно привести препарат Фенорелаксан производства ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко». МНН действующего вещества — бромдигидрохлорфенилбензодиазепин. Данное вещество является впервые созданным в СССР бензодиазепиновым транквилизатором, имеет уникальную историю и представляет собой гордость отечественной фармацевтической промышленности. Эффективный транквилизатор, позднее переименнованный в Фенорелаксан, впервые был разработан группой известных советских ученых: Г.Я. Авруцким, Ю.А. Александровским, С.А. Андронати, А.В. Богатским, Ю.И. Вихляевым, Т.А. Ворониной, В.В. Закусовым, А.Л. Зюбаном, Б.В. Овчинниковым, С.Б. Середениным, Л.И. Спиваком, Г.В. Чучкиным. Советские ученые получили бромдигидрохлорфенилбензодиазепин в 1974 г., внедрили в 1978 г., одновременно создав научную основу военной психофармакологии. За разработку сильнейшего анксиолитика, не имеющего аналогов, советские фармакологи получили в 1980 г. Государственную премию СССР.
 

В настоящее время этот транквилизатор выпускается под названием Фенорелаксан старейшим предприятием России ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко» со 100% принадлежностью акций государству. История данного предприятия началась еще в 1882 г., когда московским купцом Р.Р. Кёлером была открыта фабрика фармацевтических принадлежностей, которая стала первой в России фабрикой по промышленному производству лекарственных средств. В 1917 г. фабрика Кёлера стала крупнейшим предприятием России по выпуску лекарственных препаратов, а после национализации стала именоваться Фармзаводом №12. В 1922 г. в честь больших успехов в производстве химико-фармацевтической продукции Фармзаводу №12 было присвоено почетное имя первого Наркома здравоохранения РСФСР Николая Александровича Семашко. В 1976 г. произошло объединение пяти старейших фармпредприятий Москвы в производственное объединение «Мосхимфармпрепараты», которое неоднократно преобразовывалось, совершенствовало производство и систему контроля качества.
 
По мнению ведущих ученых страны, Фенорелаксан является одним из наиболее изученных анксиолитиков,
бензодиазепиновых транквилизаторов в России. Этим его действие не ограничивается: препарат проявляет также антиобсессивный, седативный, снотворный и вегетотропный эффекты. Таким образом, хорошо изученный препарат Фенорелаксан таит в себе еще нераскрытые возможности и имеет большие перспективы.
 
Применение Фенорелаксана позволяет обеспечить гибкую терапию психоневрологических нарушений и получить значительное снижение симптоматики уже в первые дни после его назначения. Широкий профиль терапевтического применения лекарства, мощность его действия и проверенная десятилетиями безопасность обусловливают высокую востребованность Фенорелаксана и в настоящее время, когда появляется множество новых психотропных препаратов.
 
Но, к сожалению, отечественная разработка также стала жертвой путаницы с товарными знаками. Препараты с тем же действующим веществом стали выпускаться различными компаниями (и выпускаются по сей день) под торговым наименованием Феназепам. Лекарственные средства с таким названием плотно заняли нишу на рынке, поэтому специалистам в области здравоохранения и фармации следует помнить: все положительные качества, которыми характеризуются препараты, созданные на основе бромдигидрохлорфенилбензодиазепина, относятся в первую очередь именно к Фенорелаксану.
 
 
Видеть, слышать, чувствовать
 
Товарные знаки бывают словесными, изобразительными, звуковыми, комбинированными и трехмерными. На примере Фенорелаксана: само слово «Фенорелаксан» — это словесный товарный знак; изображение, разработанное для Фенорелаксана (абстрактная картинка или знак) — изобразительный; слово «Фенорелаксан», произнесенное приятным голосом, возможно, со слоганом — звуковой; логотип (скажем, фирменный знак плюс название препарата) — комбинированный, а вот упаковка Фенорелаксана, зарегистрированная в установленном порядке, будет трехмерным товарным знаком. Чаще всего используются словесные обозначения, т.к. они оптимально индивидуализируют продукт, услугу или производителя как на слух, так и визуально.
 
 
Константин 
Алексеевич Мун, специалист по маркетингу
 
Товарный знак и бренд могут иметь много общего, но все-таки это разные понятия. Товарный знак — это частный случай бренда, больше юридическая категория, призванная законодательно закрепить индивидуализацию товара или услуги. Бренд представляет собой совокупность названия товара, его свойств, престижа, репутации и т.д. И если товарный знак зарегистрировать можно, то бренд зарегистрировать нельзя. Т.е. товарный знак существует на бумаге, а бренд — в сознании людей. Мнение о компании-производителе тоже является частью общего бренда препарата, т.к. от изготовителя зависит качество товара. Недаром многие покупатели не только спрашивают у работников аптек о свойствах и особенностях лекарств, но и интересуются их происхождением.
 
Применительно к Фенорелаксану я бы сказал, что есть нарушения со стороны конкурентных компаний в отношении товарного знака. Но, к счастью, Фенорелаксан — это название, за которым стоит мощный бренд, формировавшийся в течение многих десятилетий. Этому бренду доверяют и специалисты, и пациенты, и эта лояльность подкрепляется надежной репутацией производителя.
 
 
Владимир Эрнстович Медведев, 
врач-психиатр, психотерапевт, доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета повышения квалификации медицинских работников ГОУ ВПО РУДН, к.м.н.
 
В популяционных исследованиях отдельные симптомы тревоги выявляются у 76% населения. По данным Всемирной организации здравоохранения около 30% населения страдают тревожными расстройствами. Они остаются одними из самых распространенных психопатологических состояний у пациентов с соматической патологией, особенно среди контингента амбулаторных больных — до 45,9%. К примеру, у больных с кардиологической патологией наиболее распространены невротические и соматизированные симптомокомплексы. Кардиофобии диагностируются у 80% больных, обращающихся к терапевтам по поводу болей в области сердца. По данным Американской психиатрической ассоциации, частота генерализованного тревожного расстройства у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, достигает 23–27%.
 
Среди других факторов риска развития тревожных расстройств — особенности личности (склонность к мнительности, опасениям, страхам), разнообразные психосоциальные стрессы (конфликты в семье и на работе, финансовые неурядицы, проблемы в личной жизни), а также злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики).

 

 
В таких условиях перед врачами и фармацевтами встает задача суммирования и анализа положительного опыта использования психотропных препаратов, поэтому несомненна важность эффективности и качества применяемых транквилизаторов. Одним из самых известных препаратов этой группы является Фенорелаксан. За десятилетия применения его основного действующего вещества была накоплена огромная доказательная база, свидетельствующая о качестве, эффективности и долговечности этой разработки советского периода.
 
<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...