Новое на сайте
|
Стимул для первоклашки
Красивые банты, нарядные платьица, большие букеты цветов и толпы довольных и удивленных первоклашек — мы наблюдаем подобное «явление природы» каждый год, проходя мимо школы в первый день осени. А теперь и наш малыш вырос — и ждет не дождется показать всем свой новый пенал, коллекцию фломастеров и портфель со значками. 1 сентября для него будет истинным праздником, который означает, что он — уже взрослый.
Анна Алиева
И вот он стоит гордый, с огромным букетом, держит вас за руку и слушает приветственные слова директора. Вокруг множество лиц: детских и взрослых, и все так по-новому и так интересно…
Но через две недели его как будто подменили. Он просто отказывается идти в школу, придумывает разные отговорки, капризничает. Приходится вытаскивать его из кровати и чуть ли не насильно отправлять на занятия. Что произошло? Как избежать этого? Как пробудить и поддерживать в ребенке интерес к учебе все школьные годы, как сделать так, чтобы он с удовольствием шагал на уроки каждый день, а не только 1 сентября?
Готовимся заранее
Чтобы вашему чаду было комфортно в школе, без предварительной подготовки, хочешь не хочешь, не обойтись. Она подразумевает два основных момента: дошкольное образование и тщательный выбор школы.
Малыши, посещающие детский сад, осваивают навыки общения со сверстниками и преподавателями задолго до школы. Как правило, в детских садах не только гуляют, спят и кушают, но и занимаются. Выпускник хорошего детского сада знает азы элементарной математики (счет, сложение, вычитание), умеет довольно бегло читать, овладевает первыми навыками письма и, если с садиком особенно повезло, знает английский язык на уровне Elementary, т.е. способен объясниться по бытовым вопросам и кратко рассказать о себе.
Если в свое время вы по каким-то причинам решили, что детский сад — это не для вас, то придется либо заниматься с ребенком самим, либо посещать занятия, например, в детских образовательных клубах. В плане получения знаний этот вариант, может быть, и не проигрывает, но достаточного опыта длительного нахождения в обществе сверстников, увы, не дает. Ребенку, который раньше находился среди ровесников всего по часу в день, будет сложно выдержать сразу три или четыре урока.
Наверняка вы уже выбрали подходящую школу для своего ребенка, поговорили с директором и педагогами, узнали учебную программу, посмотрели учебные классы. У вас сложилось общее благоприятное впечатление обо всем, и вы решили пойти именно в эту школу.
Давайте обсудим, по каким критериям вы ее выбирали.
● Далеко ли до Таллинна
Чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе как дома, лучше, чтобы она была рядом с домом. Один из главных критериев подбора учебного заведения — его близкое месторасположение. Если стоит выбор между суперлицейским классом в другом районе и обычной начальной школой в вашем, делайте выбор в пользу второго варианта. Два основных аргумента такого выбора:
а) ребенок гораздо быстрее и безопаснее сможет без вашей помощи добираться до школы и обратно;
б) более 80% учащихся живут неподалеку от своих учебных заведений. Общение с будущими одноклассниками может поддерживаться не только в школе, но и за ее пределами, а значит, увеличивается вероятность наладить дружеские связи и развить коммуникативные навыки.
С другой стороны, если школа, расположенная во дворе, сильно проигрывает учебному заведению, находящемуся в соседнем районе, лучше решить вопрос с транспортом, чем потом наверстывать упущенное. В конце концов, многие родители возят детей в школу, просят подвезти ребенка родственников или знакомых, да и идею найма няни с водительским удостоверением тоже нельзя не рассматривать.
● Буквы разные писать
Современные дети гораздо позже учатся писать, читать и считать. Скорее всего, это связано с техническим прогрессом — уже не так легко заинтересовать ребенка яркой книжкой, когда есть компьютер и DVD. Если вашему ребенку уже более пяти лет, а он, кроме экрана телевизора и компьютера, ничего не желает видеть, придется отодвинуть этот самый технический прогресс в сторону и воспользоваться старыми добрыми методами: букварем и магнитной азбукой. Усердно займитесь образованием ребенка, учите буквы, слоги, цифры. Если позволяют средства — наймите хорошего репетитора. Поверьте: если вы к первому классу не научите свое чадо складывать из букв слова, считать до двадцати и рисовать человечков, вряд ли хотя бы одна хорошая школа распахнет перед вами свои двери.
● Плюс доверие, минус сравнение
Доверие — одно из важнейших составляющих отношений между людьми. Искренне интересуйтесь своим ребенком, его увлечениями и предпочтениями. Будьте внимательны к нему, слушайте и вникайте в слова. Главное для вас — наладить контакт с малышом, чтобы он вам доверял и не боялся рассказать о своих опасениях, промахах и проступках. Ребенок должен знать, что вы его любите, даже несмотря на плохие отметки в дневнике, и готовы ему помочь. Также откажитесь от постоянного сравнения вашего ребенка с другими детьми: каждый по-своему уникален и талантлив. А вот почему соседка смогла развить в своем крохе этот талант, а вы в своем нет — вопрос в первую очередь к вам.
● «А мне еще и петь охота!»
Чтобы ваш ребенок был уверен в себе и развивался в дальнейшем, необходимо распознать, к чему лежит его душа: к спорту или музыке, к сочинительству стихов или рисованию. Решать ребенку и вам. Главное — развивать именно те способности, которые изначально в нем заложены. Когда малыш будет преуспевать в чем-то лучше остальных, придет осознание своей уникальности, уверенность в себе и своих силах. Школу, разумеется, лучше выбирать по профилю. Любит читать? Добро пожаловать в гуманитарный лицей. Хорошо считает? Прямая дорога в математическую гимназию.
Что способствует самостоятельному посещению школы?
● Индивидуальный подход
Все дети разные: с разными характерами, темпераментами и увлечениями. Кого-то за уши не оттащишь от компьютера, а кого-то — с детской площадки. Кто-то застенчив, а кто-то легко знакомится на улице и с ребятами, и со взрослыми. Чтобы понять своего ребенка, надо за ним внимательнейшим образом наблюдать: что его интересует, как он контактирует с окружающими, как реагирует на критику — все это важно для дальнейшего воспитания и учебы. Активному малышу подберите разнообразные подвижные занятия, записывайте в спортивные кружки и другие секции. Сенситивному (робкому, чувствительному) ребенку выберите занятия поспокойнее, такие дети чаще всего имеют незаурядные творческие способности: хорошо рисуют, сочиняют стихи, играют на музыкальных инструментах и легко осваивают иностранные языки.
● Школьное общение
С появлением школьных друзей, с которыми можно поболтать на перемене, появляется желание ребенка каждый день посещать занятия. Позвольте ему после школы немного погулять с одноклассниками, пригласите детей, с которыми начал общаться ваш ребенок, на его день рождения или просто в гости.
● Я точно знаю!
Чтобы ваш малыш охотно посещал занятия, нужен еще один стимул — пожалуй, самый важный: результат. Он выражается в знаниях и успеваемости. Если первоклассник плохо читает или складывает числа, дневник пестрит тройками и двойками — его нежелание посещать уроки вполне понятно. Ему просто не хочется быть хуже остальных. Если же он все знает, успевает, у него все получается, а дневник — просто загляденье, то интерес к учебе значительно возрастает. Поэтому, как только успеваемость падает, ограничьте время досуга, сделайте перерыв во внешкольных занятиях и займитесь основной программой, чтобы ваш ребенок не только догнал своих товарищей, но еще и перегнал их.
● В школе и дома
Первые три класса всегда проверяйте домашние задания. Помогайте ребенку, если ему что-то непонятно. Не удовлетворяйтесь уверениями, что он все выполнил на 100%, — загляните в дневник и тетради. Если домашних работ подозрительно долго не задают, не поленитесь позвонить маме одноклассника или одноклассницы, дабы выяснить истину. Пожурите ребенка за обман и возьмите с него слово всегда выполнять домашние задания. Ведь работа в классе — это только начало, основную работу школьник должен делать дома, закрепляя и приумножая знания, полученные на уроках.
● «Портфельная» дисциплина
Сделайте привычкой ребенка собирать рюкзак с вечера. Проследите, чтобы в пенале лежали пишущие ручки, ластик и заточенные карандаши. А такие рейды, как совместная покупка новых тетрадок, пеналов и прочих мелочей, не только сблизят вас, но еще и дополнительно простимулируют ребенка посетить школу, чтобы похвастаться обновками. Только смотрите, не разбалуйте его!
● Актуальный внешний вид
Одежда вашего ребенка должна быть всегда чистой, опрятной и уместной — так вы приучите его к аккуратности. Как бы вы ни любили свое чадо, не наряжайте его ежедневно как новогоднюю елку: откажитесь от ежедневных ярких бантов на макушке, костюмчиков с крылышками и прочей экстравагантной атрибутики, которая так умиляет вас. Иначе ребенок через какое-то время будет чувствовать себя неловко, и еще хуже, если из-за этих мелочей к нему приклеится какое-нибудь обидное прозвище.
● Мотивация и цель
Поставьте перед ребенком какую-либо цель. Это может быть покупка в конце года велосипеда или поездка к бабушке в деревню на неделю — главное, чтобы у вашего малыша загорелись глаза и он стремился к этой цели. Также можете попробовать систему поощрения. Ребенок ежедневно или еженедельно накапливает баллы (магнитики, солнышки, звездочки) за хорошие поступки (например, за каждый выполненный урок — звездочка, за то что встал вовремя и умылся без предупреждения — еще одна и т.д.). Этот метод хорошо работает, если детей в семье двое или более и идет соревновательный процесс. Главное, чтобы «доска получения баллов» была наглядной и заметной и ребенок видел, сколько он хороших дел сделал за текущий день. В конце недели делаются подсчеты, у кого баллов больше. Правда, данная методика эффективна только на начальном этапе обучения и преследует цель приучить ребенка к дисциплине. Позже такая мотивация не срабатывает.
Какую бы вы школу ни выбрали: частную или государственную, с углубленным изучением языков или с физико-математическим уклоном — по сути, главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно, получал необходимые знания. А для этого непременно потребуется ваша поддержка, любовь и забота.
Ольга Викторовна Гольцова,
учитель начальных классов,
школа № 652, Москва
Самое главное в жизни ребенка — это первый человек, который встречает его на пороге школы. Кстати, советую при выборе школы обратить особое внимание именно на педагогов. Всем известно, что первый учитель — один из главных людей в жизни ребенка, поэтому он должен быть внимательным, доброжелательным и терпеливым специалистом. Если первый учитель добрый, отзывчивый, эмоциональный и активный, вы можете быть спокойны за своего ребенка и его будущее. Он всегда будет с желанием идти в школу и заниматься с удовольствием. Поэтому предварительно необходимо лично побеседовать с будущим классным руководителем и в дальнейшем поддерживать контакты с ним. Посещать родительские собрания нужно в обязательном порядке!
<<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
|