О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Новогодний мерчендайзинг
Возможно, кто­то скажет, что аптека — это не магазин новогодних подарков и не нужно зан... далее  


Орторексия: мания здоровья
Еда — самый простой способ получить удовольствие. И, если честно, то наслаждаться любимыми ... далее  


Деринат: вместе мы сила!
«Простуда» обычно бывает не вовремя! А значит, необходимо выбрать препараты, которые ... далее  


Детки в аптеке
Что делать, если за лекарством пришел ребенок или подросток? Он протягивает вам список с наз... далее  


Веселая азбука
  Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее  

Вырастет аккуратист, если сын — чистюля

«Как, ребенку уже 4 года, а он еще не знает букв?! Кошмар, он будет дворником!» Читать в 4 года, в 5 лет учить таблицу умножения, в 14 лет окончить школу… быстрее, лучше всех! Но почему-то родителям не приходит в голову, что день за днем, обучая ребенка с использованием десятка пособий и методичек, они упускают не менее важное — умение следить за собой. Ведь встречают «по одежке» и неряшливому человеку жить на свете гораздо тяжелее, чем аккуратному и опрятному, вне зависимости от его способностей и умений.

Мария Левина

 

Период с 1,5 до 3-х лет посвящен, как правило, приучению к горшку. После этого можно более плотно приступить к формированию других гигиенических навыков. Не стоит ожидать, что все получится сразу. Опрятность и навыки самообслуживания — это сложные умения, которые осваиваются только при определенном уровне развития у ребенка моторики, памяти и восприятия.

 

Например мытье рук: подержать ручки под струей воды может и годовалый малыш, особенно если подставить ему специальный табурет, чтобы он дотягивался до умывальника. А вот засучивать рукава одежды ребенок сможет только в 2–3 года. Для этого малыша надо обучать, напоминая и неоднократно показывая последовательность действий. Засучить рукава, включить воду, намылить руки, положить мыло на место, ополоснуть руки водой, выключить воду, вытереть руки полотенцем, повесить его на крючок. После того как ребенок овладел всей этой хитрой наукой, ему надо какое-то время напоминать о необходимости мыть руки после прогулки, перед едой и т.д., пока эта привычка не станет естественной необходимостью.

 

После того как ребенок научился руки мыть, его можно начать учить, складывая руки ковшиком, набирать в них воду и умывать лицо, посматривая при этом в зеркало, не осталось ли где-то грязи. Примерно в 4–5 лет малыши овладевают моторикой в достаточной степени, чтобы самостоятельно причесываться. Конечно, для этого у ребенка должна быть собственная удобная расческа и зеркало, в котором он мог бы видеть свои действия и их результат.

 

«А он не подумает, что я считаю его глупеньким?»

 

Для ребенка обучение гигиеническим навыкам — это веселая и увлекательная игра, которая делает его еще ближе к взрослым. Поэтому большинство детей в возрасте 3–4-х лет (в отличие от ребятишек постарше!) не обижаются на частые напоминания и охотно выполняют требуемое.

 

В этом же возрасте дети начинают учиться мыться под душем (сначала под контролем родителей, а потом уже самостоятельно). Взрослым при этом надо следить, чтобы ребенку было легко залезать под душ и выходить обратно, а также контролировать, насколько хорошо малыш вымылся.

 

…И зубной порошок

 

Последним, самым сложным гигиеническим навыком, которым дети полностью овладевают только к 5–6-ти годам, является чистка зубов. До 2-х лет чистку зубов (без зубной пасты!) ребенку проводят родители. В 2–3 года малыша надо научить полоскать рот водой и выплевывать ее. Обычно это делают в виде игры: «надуть щеки, как пузырь», «выпустить большой фонтан» и т.д. После этого можно приступать к чистке зубов со специальной пастой. Малыши часто проглатывают ее, поэтому в зубные пасты для детей до 6–7-ми лет не добавляют фтора. Учить ребенка чистить зубы щеткой имеет смысл только после 3–4-х лет, когда будет в достаточной степени сформирована моторика. Здесь на помощь родителям приходят специальные обучающие мультфильмы и комиксы, где в увлекательной форме показана правильная последовательность и длительность действий. А вот зубную нить доверить маленькому человеку можно только после 6-ти лет.

 

Учить сложнее, чем учиться

 

Полноценное обучение навыкам личной гигиены невозможно без таких вещей, как:

 

• Личный пример

 

Маленькие дети подражают своим близким. Если у родителей нет привычки ежедневно принимать душ и дважды в день чистить зубы, то приучить ребенка к чистоте вряд ли получится.

 

• Терпение

 

Малыши упорно стремятся делать все самостоятельно, отвергая помощь взрослых. Это быстро выводит из себя, особенно если надо торопиться, а ребенок все еще возится в ванной, пытаясь тщательно вытереть руки или лицо. В этой ситуации нужно только ждать. Многократное повторение является единственным способом научиться, запомнить и выработать такую нужную привычку.

 

• Настойчивость

 

Если напоминать дошкольнику о необходимости гигиенических процедур лишь от случая к случаю, то навыки личной гигиены не будут как следует закреплены. Мытье рук, умывание, чистка зубов должны быть ежедневными и регулярными.

• Много-много похвалы и одобрения

 

Если у малыша что-то не получается, его нельзя ругать и тем более называть недалеким или неуклюжим. Зато любой, даже самый маленький успех надо отмечать и хвалить. Малыш в течение дня должен много раз слышать ласковые одобрительные слова. Тогда он будет счастлив и в следующий раз приложит еще больше старания.

 

 

Любовь Владимировна Портная,

воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 4 «Золотая рыбка», г. Пушкино

 

Формирование здорового образа жизни неотделимо от развития у детей гигиенических навыков. В работе дошкольного учреждения этому моменту уделяется большое внимание. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с образовательной программой учреждения. Кстати, в детских садах мы пытаемся привить навыки не только личной, но и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах. Мы учим детей кашлять и чихать, прикрывая ротик, сморкаться только в платок, своевременно вытирать нос, пользоваться унитазом, немедленно переодеваться при «авариях» и т.п. Нельзя забывать и о культуре приема пищи: нужно правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

 

От родителей, желающих вырастить аккуратного, опрятного человека, требуются последовательность, настойчивость, взыскательность и большое терпение. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычкой. Также к числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относится рационально организованная обстановка: чистое, убранное помещение, наличие индивидуальных полотенец, носовых платков и т.д.

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...