О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Конкурс на лучшую выкладку витаминов Компливит
                &nbs... далее  


Продлить молодость
В жизни каждой женщины — у кого-то раньше, у кого-то позже, наступает особый период. Это вр... далее  


Пять досадных промахов медицины
С древних времен врачи постоянно открывают новые патологии и заболевания, к сожалению, это непрер... далее  


Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств... далее  


Такая же как все, только лучше
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и зависим от мнения окружающих — нам не ... далее  

Детство с лобзиком в руках

Каждый считает себя любящим родителем. Но что под этим подразумевается? Скорее всего, на первом месте стоит забота о своем малыше. Для кого-то важно, чтобы чадо всегда было сытым и хорошо одетым, другие стремятся купить малышу самые лучшие игрушки, а для третьих важным звеном является всестороннее развитие ребенка, воспитание в нем гармоничной личности. Метод педагогов Никитиных кому-то покажется излишне экспериментальным, но в некоторых современных детских садах и развивающих центрах он прижился и хорошо себя зарекомендовал.

Ольга Казакова

 

 Суть метода 

 

Каждый здоровый ребенок рождается с колоссальными возможностями для развития способностей во всех видах деятельности. Но что же происходит потом? Если способности вовремя не нашли своей реализации, потенциал угасает и, как говорится, поезд уходит безвозвратно. Основоположнику новаторского метода, Борису Никитину, принадлежит идея необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. И означает это в буквальном смысле то, что возможность развиваться НЕ остается неизменной. Если вовремя не давать нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации, навыки не разовьются. А вот способности, получившие поддержку на самых ранних стадиях, проявляются впоследствии в большей степени и гораздо эффективнее.

 

 Наставник и друг 

 

Взрослый человек, родитель или педагог, играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Во-первых, он должен создать «опережающие» условия развития и богатую познавательную среду. С точки зрения Никитиных, крайне важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем способности ребенка на сегодняшний день — именно тогда будет происходить правильное формирование интеллекта и развития в целом. Пространство, в котором живет и развивается ребенок, должно быть наполнено всевозможными снарядами для физических упражнений, пособиями, играми. Любой творческий или интеллектуальный процесс должен происходить при обязательном участии взрослого.

 

По мнению Никитиных, родители зачастую ударяются в крайности, от которых в конечном итоге страдает эффективность занятий и развития, и совершают два типа ошибок:

 

  • чрезмерная организованность, которая проявляется в постоянных беспрерывных занятиях и упражнениях: при таких условиях времени на самостоятельное развитие у ребенка просто нет;

 

  • недостаток внимания: все общение с ребенком сводится к удовлетворению его первичных потребностей — накормить, одеть, вовремя уложить спать. От отсутствия полноценного психологического контакта с близким взрослым может наступить психологическое голодание, а также задержка эмоционального и интеллектуального развития.

 

 Основные идеи 

Обливание и спорт

 

Никитины в своем методе уделяли огромное внимание оздоровлению детского организма, поэтому советовали непременно закалять детей уже в раннем возрасте. Легкая одежда, спортивные тренажеры и снаряды дома и в саду должны входить в повседневную жизнь. Максимальная температура в помещении (для детей старше года) не должна превышать 18°C. В детских садах, например, вместо контрастного душа после дневного сна ребята пробегают по холодной и теплой влажным простынкам.

 

Свобода во всем

 

Никитины, как многие педагоги-новаторы, делали акцент на свободе детей. Они понимали под этим предоставление ребенку возможности самостоятельного выбора: сколько он хочет заниматься, кушать (не «пичкать» едой), спать и т.д. Это, по их мнению, способствует выработке активной жизненной позиции у ребенка. Что-то малышу запрещая и говоря ему «нельзя», нужно сразу же объяснять, что и как можно. Например: нельзя рвать эту книжку, а вот листочек бумаги можно.

 

Экстрим в жизни

 

Ребенка обязательно нужно погружать в «опасную» среду, чтобы он понимал, чем ему грозят, например, контакт с горячим чайником или острые ножницы. Не нужно прятать их от него, взрослый должен сам познакомить малыша с предметами, даже если они могут представлять опасность — показать (понарошку, конечно), что может произойти. То же самое и при встрече с большой опасностью (машина, поезд, открытое окно) — нужно продемонстрировать преувеличенное опасение (охнуть, воскликнуть, рассказать о последствиях).

 

Дидактические материалы

 

Они играют основную роль в развитии ребенка по методу Никитиных и представляют собой, по большей части, головоломки, направленные на распознавание и формирование образов, т.е. на развитие образного и логического мышления. Свои дидактические материалы Никитины называли «ступеньками творчества» или «тренажерами для ума». Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т.д. Задачи ставятся перед ребенком в различной форме: в виде рисунка или чертежа, письменной или устной инструкции и пр. Это позволяет знакомить маленького человека с различными способами передачи информации. В детских садах есть «мастерские», в которых собраны игрушки и пособия, малыш может сам проявить инициативу и выбрать понравившийся кубик или ребус.

 

В большинстве современных детских садов и развивающих центров, базирующихся на методе Никитиных, много внимания уделяется физической нагрузке: утренние и послеобеденные зарядки, прогулки на свежем воздухе, командные игры, эстафеты. Занятия же строятся на комплексном подходе, пересекающемся с другими известными педагогическими методами (например, Монтессори).

 

 За или против? 

 

Как бы ни был хорош и прогрессивен тот или иной педагогический метод, всегда найдутся как его сторонники, так и противники. Никитиных, в частности, критикуют те, кто не видит в данном методе ничего, что давало бы полноценное развитие эстетическому, гуманитарному, нравственному, да, по сути, и творческому началу — в большей мере акцент делается на формировании трудовых навыков и физических возможностей. Если говорить научным языком, интенсивно развивается левая половина мозга, а правая практически остается без внимания. Поэтому, если ребенок больше склонен к гуманитарным наукам, возраст, когда она интенсивно может развиться, будет упущен. Ни один малыш не сможет сам научиться рисовать или играть на музыкальных инструментах. Получается, что целый пласт возможностей упускается в пользу физического развития. После такого подросшему ребенку, пожалуй, прямая дорога не в институт, а в физкультурный техникум!

 

Излишняя свобода тоже не всегда хороша: любая мама подтвердит, что ребенок, дай ему волю, будет питаться только шоколадом и печеньем, не будет спать днем и с радостью откажется от занятий в пользу упражнений на турнике. Кроме того, педагоги видят в методе Никитиных одно существенное противоречие: с одной стороны, авторы методики предлагают взрослым активно участвовать в воспитании детей, но с другой — само содержание метода и рекомендации определяют, что родители остаются в стороне, играют роль наблюдателей, позволяя ребенку делать все самостоятельно. К сожалению, самостоятельность для малыша — это не всегда однозначно хорошо. Сегодня он просто наступит в лужу и промочит ноги, а завтра выльет на себя кипяток или, чего доброго, схватит раскаленный утюг. И не факт, что взрослый, взирающий на все это из противоположного угла комнаты, успеет предотвратить несчастье. Наверное, стоит подумать, что важнее — следование модной методике воспитания или будущее малыша, т.к. чрезмерная самостоятельность грозит перспективой провести несколько лет в больницах и потратить все сбережения на пластические операции, притом что полностью восстановить внешний облик ребенка в подобных случаях не удается даже при помощи новейших достижений медицины.

 

Не лишним будет напомнить, что закаливание рекомендуется только здоровым детям. При наличии хронических респираторных заболеваний (хронический тонзиллит, аденоиды и т.п.) обливания и хождение по мокрым простыням могут привести к серьезным осложнениям. Физическая активность должна быть дозированной и рекомендуется только после прохождения малышом диспансеризации. При пороках сердца, например, бег и даже зарядка противопоказаны, детям назначается специальная лечебная физкультура (и то не во всех случаях!).

 

Отсутствие привычки мыть руки перед едой, фрукты и овощи перед употреблением нельзя рассматривать как «закаливающие мероприятия». Ни о каком «привыкании к микробам» не может быть и речи. Видимо, авторы обсуждаемой методики имели в виду формирование иммунитета к определенным возбудителям, но мы живем в XXI в. и знаем, что, например, к возбудителям амебной дизентерии никаких антител не вырабатывается. Как, впрочем, и к йерсиниям, шигеллам, ротавирусу и многим другим возбудителям, поражающим пищеварительный тракт. Прибавим к этому вирус гепатита А, отсутствие прививок (стратегия Никитиных предполагает отказ от прививок)… и мы наблюдаем ситуацию глубокого Средневековья, когда люди были беззащитны перед атакой микромира. С точки зрения медицины, метод Никитиных представляет собой несочетаемую комбинацию весьма полезных рекомендаций (решать головоломки, больше бывать на природе и т.д.) с постулатами, которые ни один врач не советовал бы брать на вооружение родителям, желающим видеть своего ребенка здоровым. А без заботы о здоровье о каком всестороннем развитии может идти речь?

Елена Владимировна Мелихова, педагог-психолог

 

Выскажу мнение, скорее, не как психолог, а как педагог, задачей которого является гармоничное развитие ребенка. Конечно, книги Никитиных издаются сейчас по всему миру, но в них в большей степени делается акцент на закаливании детского организма с самого раннего возраста, с младенчества.

 

Так, в семье Никитиных детей приучали к обливанию холодной водой, хождению по снегу, т.е. к достаточно экстремальным, с точки зрения обычного человека, процедурам.

 

Система закаливания детей по методу Бориса Никитина включает в себя и рекомендации по питанию. Как только начинает резаться первый молочник зубик, грудное вскармливание уже не является жизненно необходимым. Еще одним закаливающим принципом в питании малышей по Никитину является отсутствие стремления к стерильности. Зачастую мамы, перед тем как давать ребенку какую-либо еду, стараются «обезопасить» ее. Это делается при помощи кипячения, ошпаривания, тщательного промывания и т.д. Никитин отрицает пользу такого подхода. Он убежден, что малыши, которые грызут яблочки прямо с земли, не страдают дизентериями и другими кишечными недугами, потому что с детства привыкают к различным бактериям. На мой взгляд, это весьма спорное суждение!

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...