![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]()
Кофеиновый маньяк
С зернами кофе люди знакомы очень давно, а в современном мире утренняя чашечка эспрессо или ... далее ![]() ![]() Хороший стимул Чего только не готов съесть и выпить современный житель большого города, чтобы повысить иммунитет... далее ![]() ![]() Веселая азбука Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее ![]() ![]() Заграница нам поможет Обычно отдых ассоциируется с праздником живота, обильными возлияниями и ночными посиделками. Коне... далее ![]() ![]() Формула новой жизни Если женщина собралась стать мамой, ей необходимо подготовиться. Один из ключевых этапо... далее ![]() ![]() |
![]()
Ольга Казакова
Суть метода
Каждый здоровый ребенок рождается с колоссальными возможностями для развития способностей во всех видах деятельности. Но что же происходит потом? Если способности вовремя не нашли своей реализации, потенциал угасает и, как говорится, поезд уходит безвозвратно. Основоположнику новаторского метода, Борису Никитину, принадлежит идея необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. И означает это в буквальном смысле то, что возможность развиваться НЕ остается неизменной. Если вовремя не давать нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации, навыки не разовьются. А вот способности, получившие поддержку на самых ранних стадиях, проявляются впоследствии в большей степени и гораздо эффективнее.
Наставник и друг
Взрослый человек, родитель или педагог, играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Во-первых, он должен создать «опережающие» условия развития и богатую познавательную среду. С точки зрения Никитиных, крайне важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем способности ребенка на сегодняшний день — именно тогда будет происходить правильное формирование интеллекта и развития в целом. Пространство, в котором живет и развивается ребенок, должно быть наполнено всевозможными снарядами для физических упражнений, пособиями, играми. Любой творческий или интеллектуальный процесс должен происходить при обязательном участии взрослого.
По мнению Никитиных, родители зачастую ударяются в крайности, от которых в конечном итоге страдает эффективность занятий и развития, и совершают два типа ошибок:
Основные идеи
Никитины в своем методе уделяли огромное внимание оздоровлению детского организма, поэтому советовали непременно закалять детей уже в раннем возрасте. Легкая одежда, спортивные тренажеры и снаряды дома и в саду должны входить в повседневную жизнь. Максимальная температура в помещении (для детей старше года) не должна превышать 18°C. В детских садах, например, вместо контрастного душа после дневного сна ребята пробегают по холодной и теплой влажным простынкам.
Свобода во всем
Никитины, как многие педагоги-новаторы, делали акцент на свободе детей. Они понимали под этим предоставление ребенку возможности самостоятельного выбора: сколько он хочет заниматься, кушать (не «пичкать» едой), спать и т.д. Это, по их мнению, способствует выработке активной жизненной позиции у ребенка. Что-то малышу запрещая и говоря ему «нельзя», нужно сразу же объяснять, что и как можно. Например: нельзя рвать эту книжку, а вот листочек бумаги можно.
Экстрим в жизни
Ребенка обязательно нужно погружать в «опасную» среду, чтобы он понимал, чем ему грозят, например, контакт с горячим чайником или острые ножницы. Не нужно прятать их от него, взрослый должен сам познакомить малыша с предметами, даже если они могут представлять опасность — показать (понарошку, конечно), что может произойти. То же самое и при встрече с большой опасностью (машина, поезд, открытое окно) — нужно продемонстрировать преувеличенное опасение (охнуть, воскликнуть, рассказать о последствиях).
Дидактические материалы
В большинстве современных детских садов и развивающих центров, базирующихся на методе Никитиных, много внимания уделяется физической нагрузке: утренние и послеобеденные зарядки, прогулки на свежем воздухе, командные игры, эстафеты. Занятия же строятся на комплексном подходе, пересекающемся с другими известными педагогическими методами (например, Монтессори).
За или против?
Излишняя свобода тоже не всегда хороша: любая мама подтвердит, что ребенок, дай ему волю, будет питаться только шоколадом и печеньем, не будет спать днем и с радостью откажется от занятий в пользу упражнений на турнике. Кроме того, педагоги видят в методе Никитиных одно существенное противоречие: с одной стороны, авторы методики предлагают взрослым активно участвовать в воспитании детей, но с другой — само содержание метода и рекомендации определяют, что родители остаются в стороне, играют роль наблюдателей, позволяя ребенку делать все самостоятельно. К сожалению, самостоятельность для малыша — это не всегда однозначно хорошо. Сегодня он просто наступит в лужу и промочит ноги, а завтра выльет на себя кипяток или, чего доброго, схватит раскаленный утюг. И не факт, что взрослый, взирающий на все это из противоположного угла комнаты, успеет предотвратить несчастье. Наверное, стоит подумать, что важнее — следование модной методике воспитания или будущее малыша, т.к. чрезмерная самостоятельность грозит перспективой провести несколько лет в больницах и потратить все сбережения на пластические операции, притом что полностью восстановить внешний облик ребенка в подобных случаях не удается даже при помощи новейших достижений медицины.
Не лишним будет напомнить, что закаливание рекомендуется только здоровым детям. При наличии хронических респираторных заболеваний (хронический тонзиллит, аденоиды и т.п.) обливания и хождение по мокрым простыням могут привести к серьезным осложнениям. Физическая активность должна быть дозированной и рекомендуется только после прохождения малышом диспансеризации. При пороках сердца, например, бег и даже зарядка противопоказаны, детям назначается специальная лечебная физкультура (и то не во всех случаях!).
Отсутствие привычки мыть руки перед едой, фрукты и овощи перед употреблением нельзя рассматривать как «закаливающие мероприятия». Ни о каком «привыкании к микробам» не может быть и речи. Видимо, авторы обсуждаемой методики имели в виду формирование иммунитета к определенным возбудителям, но мы живем в XXI в. и знаем, что, например, к возбудителям амебной дизентерии никаких антител не вырабатывается. Как, впрочем, и к йерсиниям, шигеллам, ротавирусу и многим другим возбудителям, поражающим пищеварительный тракт. Прибавим к этому вирус гепатита А, отсутствие прививок (стратегия Никитиных предполагает отказ от прививок)… и мы наблюдаем ситуацию глубокого Средневековья, когда люди были беззащитны перед атакой микромира. С точки зрения медицины, метод Никитиных представляет собой несочетаемую комбинацию весьма полезных рекомендаций (решать головоломки, больше бывать на природе и т.д.) с постулатами, которые ни один врач не советовал бы брать на вооружение родителям, желающим видеть своего ребенка здоровым. А без заботы о здоровье о каком всестороннем развитии может идти речь?
Выскажу мнение, скорее, не как психолог, а как педагог, задачей которого является гармоничное развитие ребенка. Конечно, книги Никитиных издаются сейчас по всему миру, но в них в большей степени делается акцент на закаливании детского организма с самого раннего возраста, с младенчества.
Так, в семье Никитиных детей приучали к обливанию холодной водой, хождению по снегу, т.е. к достаточно экстремальным, с точки зрения обычного человека, процедурам.
|
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ ![]() ![]() |