![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]()
Сухие факты
Неприятный запах и темные круги на блузке в самый ответственный момент — кошмар для лю... далее ![]() ![]() 5 решений заботливой мамы Ветреная погода, снежок, то тепло, то холодно — и вот, пожалуйста, ребенок слег с температу... далее ![]() ![]() Новое будущее без кариеса Согласно статистике, от 60% до 90% детей школьного возраста и до 98% взрослых страдают... далее ![]() ![]() Веселая азбука Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее ![]() ![]() Ромео должен похудеть Когда вы познакомились, он был стройным, подтянутым и готов был горы свернуть ради вашей улыбки. ... далее ![]() ![]() |
![]()
Ольга Казакова
У каждого ребенка складывается собственное представление об окружающем мире и свои особенности взаимодействия с ним, которые в первую очередь он перенимает от взрослых в лице мамы, папы, бабушек и дедушек. Основной ошибкой некоторых систем образования является как раз то, что всех детей одной возрастной категории пытаются подогнать под единый стандарт. Приверженцы вальдорфской школы уже несколько десятилетий пропагандируют совсем иные принципы воспитания.
Вся правда о вальдорфцах
Первым делом гармония, а наука — потом Сегодня вальдорфские детские сады открыты во многих странах мира. Четко продуманная система воспитания и нестандартный подход ко многим обычным для других образовательных учреждений методам работы с детьми вызывает определенный интерес. Каковы же принципы этой педагогической системы?
Для вальдорфской школы очень важна интеграция предметов и равновесие между созерцательными (умственными) и физическими занятиями. Созерцательные предметы призваны «разбудить» воображение ребенка, его чувства, физические — снимают напряжение. Совместная деятельность в группе. В одном коллективе воспитываются дети от 3 до 7 лет — старшие помогают младшим, а те тянутся за подросшими товарищами. Тем самым формируются нормальное социальное поведение и умение сосуществовать в коллективе. Личность воспитателя при этом является для детей авторитетом, они берут с него пример. Кстати, задача педагога — постоянно стремиться к совершенству, чтобы оказывать на молодое поколение только самое положительное влияние.
Гармоничное развитие личности ребенка. Ребенок является главной ценностью, и в ходе обучения педагоги стремятся привести к равновесию три его душевные способности: волю, чувства и мышление. На каждом возрастном этапе одной из них уделяется большее внимание, но только при целостном духовном развитии ребенок может быть здоров и телесно. Определенная организация пространства, окружающего детей, носит название «вальдорфский интерьер». В классах и залах нет острых углов, используется много натуральных материалов, мягких тканей естественных оттенков, помещения украшают поделки, сделанные руками детей, простые тряпичные или деревянные игрушки, предметы обихода природного происхождения. Не сказкой единой
жизнь построена на стандартах, хотим мы этого или нет. А личности, которые выбиваются из общего строя, сразу объявляются девиантами со всеми вытекающими. Не будем сейчас влезать в дебри философии и рассуждать, хорошо это или плохо, — просто решите, нужно вашему ребенку такое будущее или нет. Возможен, правда, и такой вариант: творческое начало благодаря вальдорфской школе может развиться в полную силу и, как следствие, чадо станет знаменитым художником, режиссером или актером. Но для этого необходимы мощные природные данные. Если они есть — дерзайте! Первые обязательства
Особенности вальдорфской школы таковы, что не каждый ребенок сможет получить в ней максимум знаний. Ведь есть дети, которые внимательно слушают педагогов и помнят, что объяснял преподаватель сегодня, вчера и на прошлой неделе, а другие — считают ворон и забывают, какие занятия есть в детском саду вообще. Вложить в голову маленького лентяя хотя бы какую-то информацию — титанический труд, и «приманок» в виде сказок и песен, увы, недостаточно. Эту функцию могут взять на себя родители, но каждый ли день вы, вернувшись с работы, найдете в себе душевные и физические силы кропотливо и настойчиво заниматься с ребенком? У вальдорфской системы обучения есть существенный минус, касающийся именно маленьких детей. Она предоставляет ученикам большую степень свободы. В Европе принята свободная система обучения в колледжах и университетах, но эти заведения принимают студентов, т.е. взрослых людей, которые осознают, как и зачем им действительно необходимо учиться. Разве сможет это понять ребенок, который сызмальства привык к тому, что в его жизни присутствуют максимум удовольствий и минимум обязательств? А российские реалии таковы: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Не нужно нагружать кроху десятками занятий и кружков, читать ему нотации и заставлять учиться под угрозой отъема пирожных — просто он должен знать, что обучение не дается легко. Всегда присутствует элемент запоминания (причем фиксировать в памяти нужно не то, что хочется, а то, что нужно), усидчивости и терпения. Если этого нет, подрастающему человеку в дальнейшем будет сложно обучаться в школе и тем более работать. Сам факт необходимости регулярно являться на рабочее место будет вызывать стойкое неприятие, а служебные обязанности — тем более. Некоторые родители могут обеспечить будущее ребенка таким образом, что ему не потребуется заботиться о хлебе насущном, а вместо профессии он займет свое время хобби или отдыхом. У большинства наших сограждан такой возможности, к счастью или сожалению, нет. К счастью — потому что общество, состоящее из людей, занятых только собиранием марок и серфингом, никогда не смогло бы отправить человека в космос, придумать телевидение, радио, электрическую лампочку и даже получить само электричество. К сожалению — потому что каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, а вот в чем заключается это лучшее, в релаксе или активном обучении и социализации, решить нужно уже на этапе выбора детского сада. От станка до Рублевки В глазах человека, живущего в бешеном ритме XXI в., вальдорфская система — островок добра и спокойствия. Именно это обусловило вхождение таких образовательных учреждений в разряд «люкс». Однако создавалась вальдорфская школа отнюдь не для отроков, уставших от круговерти мегаполисов и поездок к океанским берегам. Первое заведение подобного типа было открыто собственником табачной фабрики «Вальдорф-Астория» для детей сотрудников предприятия. Фабрикант хотел вырастить хороших рабочих, не блещущих высоким интеллектом. Полноценно влиться в массовый учебный процесс эти дети не могли ввиду низкого социального статуса родителей.
специалист центра «Волшебный ребенок», Москва
«Куда я попал?»
В вальдорфском детском саду малышам очень комфортно и интересно, но, увы, до той поры, пока они не оказываются в более агрессивном реальном мире. Например при переходе из детского сада в обычную общеобразовательную школу. Детям, привыкшим к творческой свободе, приходится либо приспосабливаться к новым условиям, либо быть в стороне от других. Конечно, для многих из них это психологически непросто, потому что они ощущают себя иными. Однако если обеспечить ребенку правильную адаптацию в новом для него мире, то можно избежать и детских переживаний, и нарушения гармоничного процесса развития. И это уже задача взрослых. <<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ ![]() ![]() |