![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]()
Конкурс на лучшую выкладку витаминов Компливит
&nbs... далее ![]() ![]() Интересное положение: идем в декрет Ожидание малыша — всегда радостное событие. Столько всего нужно успеть: купить «... далее ![]() ![]() Сахарный диабет по буквам Сахарный диабет — это заболевание, с которым связано множество сложных научных терминов, и,... далее ![]() ![]() Блокада боли Как часто мы до последнего игнорируем свое состояние и задумываемся о посещении врача только тогд... далее ![]() ![]() Ромео должен похудеть Когда вы познакомились, он был стройным, подтянутым и готов был горы свернуть ради вашей улыбки. ... далее ![]() ![]() |
![]()
Что из себя представляет ОМС в нашей стране? Федеральный закон об ОМС в Российской Федерации декларирует, что: • во-первых, оно предоставляет человеку право самому выбрать страховую медицинскую организацию, медучреждение или даже индивидуального предпринимателя — врача, занимающегося частной медицинской практикой; • во-вторых, пациент теперь имеет право на возмещение страховой медицинской организацией и/или лечебным учреждением ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи; имеет право на защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования. При обращении за медицинской помощью, кроме экстренных случаев, пациент теперь обязан предъявить полис обязательного медицинского страхования; • в-третьих, согласно новому закону, предоставление права на работу по ОМС для медицинских организаций теперь имеет характер уведомления в территориальные фонды. Получив право работы в системе ОМС, больница или частная клиника обязаны обслуживать пациентов не менее года.
Ложка дегтя
А теперь давайте вернемся к тому, с чего мы начали: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Федеральный закон об ОМС предоставляет пациенту право на получение этой самой медицинской помощи при соблюдении неких, не всегда выполнимых условий. Так, если у человека при себе не будет полиса страхования, — он автоматически лишается конституционного права на получение медицинской помощи. К тому же понятие «экстренный случай» в медицине очень расплывчато. Если у человека болит живот — это экстренный случай или нет? Этот вопрос отдан на решение конкретному врачу. Один врач решит, что перед ним пациент с осложненным аппендицитом, т.е. экстренный случай, проведет диагностику и сделает операцию, а другой врач определит, что у больного обострение хронического гастрита, т.е. — плановый случай, и потребует предъявить полис ОМС.
Из статьи 10 Федерального закона об ОМС следует, что в составе субъектов ОМС РФ отсутствуют неработающие лица без гражданства и определенного места жительства. Законодатель забыл, что они тоже люди и, согласно Конституции, имеют право хотя бы на какую-то медицинскую помощь. Законодатель также совершенно позабыл о лицах, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и содержащихся в СИЗО.
Из статьи 5 этого же закона следует, что наше государство самоустраняется от непосредственного процесса оказания медицинской помощи населению. Из функций государства закон определяет лишь декларации: разработка и организация... управление... установление тарифов... установление порядка распределения... организация управления средствами... и так далее. Ничего конкретного. А благие намерения и декларации в нашей стране, как показывает практика, зачастую так и остаются на бумаге. Но между тем чиновники субъектов Федерации в части распределения денежных потоков и бюджетов на ОМС наделены почти не ограниченной властью. Будут ли они пользоваться своими широчайшими полномочиями, строго следуя принципу борьбы с коррупцией? Судьба пациента
По сути, государство предоставляет нашему населению один путь: платить за все самим. А медицинским организациям и частнопрактикующим врачам — взвинчивать цены за медицинские услуги до небес, объясняя это дополнительными затратами (страхованием своей ответственности). Неудивительно, что население в основной своей массе выражает недоверие медицинской, судебной и правоохранительной системам! А с другой стороны, врачи — тоже люди и потенциальные пациенты, многие из них работают за зарплату, несопоставимую со стоимостью современной жизни.
Лекарственное обеспечение — отдельная и очень болезненная тема для многих пациентов и, пожалуй, практически всех хронических больных с эндокринопатиями, со злокачественными процессами. Существуют определенные законом федеральные списки нозологий, выделяющие отдельные группы пациентов с правом на льготы по лекарственному обеспечению дорогостоящими препаратами. Мне приходилось неоднократно представлять интересы больных по искам, содержание которых было очень похожим: их вынуждали брать на себя расходы на лекарства. К примеру, месячный курс лечения больного с миелобластным лейкозом стоит около 300 000 руб. А таких курсов в год нужно пройти не менее 6–7. Вопрос: откуда взять такие деньги тяжело больному человеку?
Постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами определено, что финансирование лекарственного обеспечения для таких категорий больных, уже имеющих статус инвалидов, должно идти из региональных бюджетов. С другой стороны, вполне очевидно, что ни один, даже самый полный региональный бюджет не сможет обеспечить финансирование лечения даже 7–10 таких больных на регион (а есть еще более затратные категории пациентов с генетическими аномалиями, где стоимость годового курса лечения доходит до 5–7 млн руб.). Региональные власти, естественно, не желают участвовать в финансировании лечения этих больных, отсюда и снижение качества диагностики отдельных заболеваний, и отказ в установлении инвалидности, и мольбы о помощи на лечение таких больных, обращенные к частным спонсорам через СМИ и Интернет.
Мы ждем перемен
Хотелось бы, чтобы граждане нашей страны, страдающие определенными, часто достаточно тяжелыми заболеваниями, не чувствовали себя покинутыми и бесправными, не растрачивали драгоценные силы в тщетных «войнах» с бюрократией. Хочется, чтобы врачи заботились в первую очередь о благополучии своих пациентов. Я бы выразил надежду, что все это может произойти в 2012 г., однако для начала нужно, чтобы финансирование медицины и здравоохранения было не 3–4% ВВП, а 10–20%. Для достижения такой цели понадобится не один год. А еще нужен комплексный подход, который вернул бы медицинскую отрасль из сегмента коммерции в социальное русло. Давайте будем думать, что в следующем году мы сделаем хотя бы несколько шагов в этом направлении!
Государство нас бережет
Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». После вступления в силу 1 января 2012 г. нормативный акт станет новым базовым законом для российского здравоохранения. Он гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь, выбор врача и медицинской организации, закрепляет единые стандарты оказания медпомощи. При этом под действие закона попадает как государственная, так и частная медицина. Закон содержит в себе ряд принципиальных нововведений: впервые дается официальное определение таких понятий, как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание», — ранее, как оказалось, их просто не существовало. Закон меняет требования к медицинским и фармацевтическим работникам: ужесточаются требования к претендентам на соответствующие должности. Помимо того, конкретизируется порядок оказания платных и бесплатных услуг. И это далеко не исчерпывающий перечень положений: более подробно о них читайте в следующем номере журнала «Аптечный Совет». <<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ ![]() ![]() |