Активность в меру — учеба в гору
Сентябрь. Ваш ребенок в первый раз отправился в школу. И тут неожиданно начинаются проблемы: учителя жалуются на его поведение, успеваемость плохая, взаимопонимание ухудшается. Что происходит — объясняют Елена Михайловна Хмелевская, преподаватель русского языка и литературы (Москва), и Владимир Эрнстович Медведев, врачпсихиатр, психотерапевт, доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета повышения квалификации медицинских работников ГОУ ВПО РУДН, кандидат медицинских наук.
Е.М. Хмелевская
Учитель младших классов — это мой первый преподавательский опыт, который я вспоминаю с благодарностью, но, признаться, с некоторым трепетом. Среди первоклашек очень много слишком активных детей, которые ни минуты не могут посидеть спокойно. Им трудно сосредоточиться, они шумные, суетливые, мысли и действия «перескакивают» с одного на другое…
В.Э. Медведев
Виной всему может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз устанавливает врач, но я предлагаю всем родителям чересчур активных детей провести небольшой тест. Если для вашего ребенка подходит большинство из нижеследующих утверждений, с большой долей вероятности можно говорить о наличии у него СДВГ:
не может спланировать и организовать свою работу по дому, сделать уроки;
не способен надолго сосредоточиться на одном деле, постоянно отвлекается от занятий, игр и даже просмотра любимых телепередач;
излишне суетлив, неусидчив, неряшлив, постоянно теряет вещи;
не может дождаться своей очереди в играх и состязаниях, удержаться от выкриков с места и других шумных выходок во время уроков;
отмечаются частые беспокойные движения, подергивания рук и ног в положении сидя, особенно в ответ на громкую речь, резкие звуки, яркий свет;
бесцельно ходит по помещению, пытается все рассмотреть и потрогать в ситуациях, где необходимо вести себя спокойно (магазины, прием у доктора и т.п.);
речь длительная, безостановочная, «взахлеб», часто невнятная;
самостоятельно не может заснуть, сон при этом поверхностный с частыми пробуждениями от малейшего шума, изменения освещенности помещения.
Е.М. Хмелевская
Я консультировалась у нашего школьного врача. Она сказала, что любопытство, неусидчивость и беспокойство могут являться индивидуальными особенностями характера детей или возникать временно — как ответ на психоэмоциональный стресс. Именно поэтому диагноз СДВГ врачи ставят лишь в тех случаях, когда наблюдающиеся у ребенка нарушения выражены значительно на протяжении длительного времени и существенно мешают его адаптации в коллективах и в быту. Врач посоветовала мне приглашать на беседу родителей и рекомендовать им две вещи: обратиться к школьному психологу и попробовать препарат Пантогам.
В.Э. Медведев.
Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы психологической помощи ребенку и родителям, медикаментозную и психотерапию. Психологическая работа проводится профессиональными клиническими психологами и направлена на обучение родителей методам воздействия на ребенка (приемлемые варианты наказания и поощрения), уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Психологическое консультирование ребенка помогает ему преодолеть трудности в обучении и проблемы с успеваемостью и благодаря этому повысить его самооценку.
Е.М. Хмелевская
Я считаю, что нужно объяснить ребенку на понятном ему языке и на примере доступных ему образов, в чем причина его неудач, помочь в поиске решения его проблем, предложить альтернативные выходы из сложных ситуаций. Причем это должны делать не только родители, но и посторонние люди — часто слово, скажем, школьного учителя оказывается более весомым, чем мнение всех родственников вместе взятых.
В.Э. Медведев
Во многих случаях лечение только методами психотерапии оказывается недостаточно эффективным. Поэтому ребенку необходима терапия препаратами с ноотропным, стабилизирующим и легким успокаивающим действием. Разумеется, таких лекарственных средств немного, но, к счастью, они существуют. Одним из наиболее эффективных при СДВГ, зарекомендовавшим себя за многие годы применения ноотропов является препарат Пантогам, назначаемый при необходимости с первых дней жизни ребенка. Пантогам способствует его нормальному психическому развитию, корректирует когнитивные нарушения — на фоне приема Пантогама уменьшаются трудности сосредоточения и запоминания новой информации.
Е.М. Хмелевская
Ребенок, которому дают Пантогам, меняется на глазах. Буквально через пару-тройку месяцев наблюдаются положительные сдвиги в учебе, повышается успеваемость, улучшаются отношения внутри коллектива, в семье и, конечно, с преподавателями. Кроме того, насколько я знаю, Пантогам применяется для уменьшения астении у детей, т.е. ребенок меньше устает, лучше спит и как следствие лучше учится.
В.Э. Медведев
Пантогам — это препарат с мягким, но эффективным действием. Он может назначаться как детям с СДВГ, так и почти здоровым, а также имеющим более серьезную патологию. Пантогам уменьшает нейрогенные расстройства мочеиспускания, купирует неврозоподобные состояния (заикание, тики), снижает частоту эпилептических припадков. Продолжительность курса терапии определяется индивидуально и зависит от тяжести СДВГ и индивидуальной чувствительности ребенка к препарату. Средний курс лечения составляет 2–3 месяца, курсы повторяются 1–2 раза в год. Эффект от приема Пантогама заметен уже после первого курса лечения.
<<<назад |