О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Исмиген: в ответе за иммунитет
Скоро стартует сезон отпусков, выезд на море — отличный способ укрепить иммунитет. Но от не... далее  


Выкладка и прибыль
Невозможно отрицать важность правильной выкладки товара в аптеке, но при этом большинство ме... далее  


Блокада боли
Как часто мы до последнего игнорируем свое состояние и задумываемся о посещении врача только тогд... далее  


Пилинги: кислоты красоты
Химические пилинги — одна из популярнейших косметологических процедур, которую применя... далее  


Зенина Мария Леонидовна
Ясный взгляд на лето   Лето, солнышко, мечты об отпуске, красота природы и новые впе... далее  

Экспериментальный эшелон

На вопрос, есть ли у российской системы здравоохранения светлое будущее, ищут ответы тысячи экспертов, но к однозначному мнению пока прийти не удалось. В странах Европы, США и Канаде проводятся эффективные реформы, но могут ли они быть интересны России? Мы обсудили перспективы с экспертом по вопросам политики здравоохранения и социального страхования в США, старшим научным сотрудником Института Като (CatoInstitute) Майклом Тэннером.

 

Что означает понятие «общенациональное здравоохранение» в мировой практике?

 

На самом деле общенациональное, или всеобщее здравоохранение — понятие весьма расплывчатое, и на практике в каждом государстве оно реализуется различными способами. Некоторые системы здравоохранения в настоящее время переживают масштабные реформы с целью решения вопросов доступного медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения граждан. Принципы организации систем здравоохранения в разных государствах варьируются от «управляемой конкуренции», как, например, в Нидерландах и Швейцарии, до жесткой структуры по принципу единого плательщика — в Великобритании, Канаде и Норвегии: там запрещено частное страхование, и возможности пациентов оплачивать медицинские услуги из собственного кармана ограничиваются. В рамках других систем все иначе — частные страховщики конкурируют друг с другом, а уровень государственного регулирования и субсидирования варьируется. В каких-то государствах медицинское страхование осуществляется по месту работы, а в других (как в странах Латинской Америки, например) работа и страхование полностью разделены. Где-то потребители должны оплачивать немалую часть стоимости медицинских услуг либо за счет страховых вычетов, либо за счет долевого участия. В других — государственное страховое покрытие полностью компенсирует медицинские расходы граждан.

 

Какую модель системы здравоохранения вы бы назвали эффективной?

 

Эффективной систему здравоохранения можно считать тогда, когда она позволяет на практике соблюдать баланс между тем, сколько граждане государства платят за медицинскую помощь и сколько они получают взамен услуг, лекарств и т.д. Какой-либо универсальной модели организации здравоохранения, пригодной для всех государств, до сих пор не существует. Системы здравоохранения почти во всех странах мира сталкиваются с проблемами издержек и недоступности медицинской помощи для части населения. Каждое государство должно выбрать свой путь реформирования в зависимости от ряда факторов, в том числе и от экономической структуры здравоохранения, в частности соотношения государственных и рыночных элементов.

 

Какой из них, с вашей точки зрения, больше подходит в качестве основы для медицинского страхования?

 

Важно понимать, что наличие медицинского страхования не равнозначно всеобщему доступу к услугам здравоохранения. Во многих странах страховка есть у всех, но медицинские услуги в ее рамках «дозируются». К тому же рост затрат на систему здравоохранения характерен для многих стран. Это порождает дефицит бюджета, повышение налогов и сокращение социальных льгот. Поэтому страны, где системы здравоохранения наиболее эффективны, добиваются успеха за счет отказа от централизованного государственного контроля и опоры на рыночные механизмы — конкуренцию, разделение издержек, рыночные цены и свободу выбора для потребителя. В России пока, к сожалению, существует еще несколько барьеров для становления эффективной системы здравоохранения, которые необходимо преодолеть.

 

Какие из них, на ваш взгляд, самые важные?

 

Основная проблема системы здравоохранения Российской Федерации заключается в том, что средств расходуется немало, а отдача, выражаемая в показателях здоровья нации и продолжительности жизни, очень низкая. Например, при сохранении нынешнего уровня заболеваемости и инвалидности мужского населения России ожидаемая продолжительность жизни мужчин скоро может сократиться до 53 лет. В результате страна окажется на одном уровне с некоторыми африканскими государствами, где медицина практически отсутствует как явление. Но самое интересное — сравнение уровней эффективности системы здравоохранения в Российской Федерации и других странах (с учетом достигнутых показателей) свидетельствует, что того же результата можно было бы достичь, затрачивая почти в два раза меньше средств, чем расходуется сегодня.

 

С чего, как вы считаете, следует начать проведение реформ в системе здравоохранения?

 

С определения социальных целей. Очевидно, что в сфере здравоохранения России нужно проведение реформ. Для их осуществления необходимо:

 

►понимать, что государственная система здравоохранения не гарантирует всеобщей доступности медицинской помощи, и в связи с этим ставить цели и достижения всеобщего медицинского страхования, и доступности медицины для населения;

►реализовать компенсационное финансирование системы здравоохранения. Все же Россия тратит на здравоохранение значительно меньше развитых стран. Поэтому сегодня в первую очередь нужно заполнить уже образовавшиеся бреши и только после этого говорить о нововведениях;

 

►учитывать, что, несмотря на то что ни одна страна, где введено всеобщее страхование, не намерена отказываться от этой системы, для всех этих государств характерна ярко выраженная и усиливающаяся тенденция к отказу от тотального контроля государства и расширению использования рыночных элементов;

 

►ожидать увеличения расходов на здравоохранение. Это общемировая тенденция, т.к. финансовые сложности государства незамедлительно отражаются на состоянии здоровья его населения. Однако в России кроме расширения финансирования нужно провести его реструктуризацию. В частности, необходимы инвестиции для укрепления первичного медико-санитарного звена — поликлиник, женских консультаций, а также повышение квалификации медицинских работников;

 

►пересмотреть программу государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Необходим некий баланс между принятыми обязательствами и имеющимися ресурсами государства. Причем принятые решения должны быть понятны как населению, так и самим медицинским работникам.

 

Существует несколько вариантов медицинского обеспечения, но какой из них выберет Россия — еще только предстоит узнать. Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», увы, не дает четкого ответа на все вопросы.

 

Беседовала Ольга Назарова

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...