|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новое на сайте
Комплексное решение проблемы цистита
Специалисты уверены: лечение цистита не должно ограничиваться только лишь приемом... далее Новогодний мерчендайзинг Возможно, ктото скажет, что аптека — это не магазин новогодних подарков и не нужно зан... далее По образу и подобию Роковая Марлен Дитрих, утонченная и аристократичная Одри Хепберн, роскошная Софи Лорен и чувствен... далее Мама - главное слово Мама — именно тот человек, который стремится защитить ребенка от всех бед и невзгод. И... далее Такая же как все, только лучше Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и зависим от мнения окружающих — нам не ... далее |
О.П. Ковтун, профессор, д.м.н., заслуженный врач России, заведующая кафедрой педиатрии и неонатологии ФПК и ПП УГМУ, главный педиатр УрФО
На страже самого дорогого
В этом номере мы беседуем с Ольгой Петровной Ковтун — профессором, главным педиатром УрФО, заведующей кафедрой, которая знает о детях все. Как сохранить здоровье наших самых маленьких пациентов? Что изменилось в работе современного педиатра? Чем отличается наша система заботы о здоровье детей от зарубежной? Обо всем этом читайте в нашем интервью.
Ольга Петровна, на Западе приняты стандарты семейной медицины в педиатрии. Нужно ли это в наших российских реалиях?
На этот счет есть несколько точек зрения. Я была в Великобритании в Институте семейной медицины и, на тот момент работая заместителем министра здравоохранения Свердловской области, ездила изучать этот опыт. Англия 110 лет живет в практике семейной медицины. И мне один известный профессор сказал: «Только не разрушайте вашу педиатрию, она лучшая в мире». Существует три вида наблюдения детей: первое — общая врачебная практика, второе — комбинированное, когда ребенка сначала наблюдает педиатр, а потом с 5-летнего возраста передает в общую практику, и третий вариант — чисто педиатрическое наблюдение. Европа считает, что лучше всего исключительно педиатрическое наблюдение.
Многие регионы пошли по пути создания семейной медицины, но только для взрослого населения, а дети остались за педиатрами. У нас на самом деле уникальная система, в то время как европейские модели очень сильно отличаются. Например в России к ребенку в течение первого месяца жизни педиатр приходит 3 раза, а медсестра 4. У меня внучка родилась в Германии, и там до 4–6 недель детей посещает только медсестра. Врач может прийти, если есть какие-то проблемы, а у нас он в любом случае активно патронирует ребенка, даже если у родителей нет никаких поводов для беспокойства. В России работает система динамического наблюдения, поэтому наша педиатрия — лучшая и мы боремся за сохранение педиатрических факультетов в медвузах.
Педиатрам очень часто приходится отвечать на вопросы родителей по телефону. Как вы относитесь к таким консультациям?
Любой клиницист не приемлет консультирования ребенка по телефону. Во-первых, одно дело, что вам родители рассказывают, а другое — что на самом деле происходит. Я считаю важным, просто необходимым найти время и осмотреть ребенка и не давать телефонных рекомендаций. Я могу предложить какие-то общие советы для неотложной помощи, например, назначить жаропонижающее средство. Но, не видя ребенка, я не имею возможности оценить всей совокупности клинической картины, а значит, могу недооценить какие-то факторы и ввести родителей в заблуждение.
В показателях младенческой смертности есть крайне тревожные тенденции — примерно 19% детей погибают вне стационара, значит, они погибают на дому. Следовательно, или им недоступна медицинская помощь, или было позднее обращение к врачу, или, что самое страшное, имела место недооценка тяжести состояния. Предположим, педиатр осмотрел ребенка утром, а в течение дня его самочувствие ухудшилось. И если родители не принимают меры — не вызывают «скорую», не едут сами в стационар - ситуация может быть непредсказуемой. А по телефону педиатр тоже не всегда может точно сказать, насколько все критично. Поэтому в классической медицине ведение больного по телефону полностью исключается.
По поводу лихорадки — интересно именно ваше мнение. Сейчас появились диаметрально противоположные лагеря: одни предлагают держать температуру, другие — сразу ее сбивать.
Этому вопросу посвящено множество исследований, но все-таки педиатрическое сообщество пришло к мнению, что лихорадка лишь до определенного уровня имеет защитный характер. Запускается каскад иммунологических, биохимических реакций, уничтожающих бактерии и вирусы. Если у ребенка нет какой-либо отягощающей течение заболевания патологии, например неврологической, то температура может быть повышена до 38,5°С. При этом все-таки необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого. При более высоких цифрах температуру снижают, причем лучше использовать комбинированный метод: педиатрические антипиретики, растирания, холод на магистральные сосуды и т.д. Можно рекомендовать ректальные лекарственные формы, если ребенка беспокоят рвота или срыгивания.
Родители должны уметь оказывать первую помощь детям с лихорадкой, ведь это очень распространенное явление. Нельзя укутывать, можно сделать холодный компресс, приложить холод к голове через пеленку, растереть 3% уксусом, дать обильное питье — все это можно сделать до приезда «скорой» и прихода врача. В каждом доме должны быть средства первой помощи, и их нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Дети очень часто поступают в стационары с отравлениями именно лекарственными средствами, сейчас, к сожалению, участились такие случаи.
Вокруг постоянно звучит термин «часто болеющие дети». Ольга Петровна, как вы думаете, у нас стали рождаться дети с более слабым иммунитетом или просто медицина шагнула вперед?
Педиатров интересует несколько аспектов. Все-таки, судя по многочисленным исследованиям, в том числе и на нашей кафедре, дети обладают хорошим иммунитетом. Они нормально реагируют на бактерии и вирусы. До 6-ти месяцев ребенка защищает материнский иммунитет — IgG, которые он получает при рождении, часть иммуноглобулинов содержится в материнском молоке. Принципиально важно, как организм ребенка формирует свою иммунную систему — мы знаем, что недоношенные дети или рожденные с задержкой внутриутробного развития более уязвимы. Поэтому очень важно состояние здоровья родителей, а оно, конечно, оставляет желать лучшего.
Помимо того, что женщина может просто плохо переносить беременность, она не всегда подготовлена к этому этапу своей жизни. За 3–6 месяцев до планируемой беременности родителям необходимо побывать в медико-генетическом центре, обследоваться, привести себя в порядок. Беременность должна быть планируемой и желанной. Сегодня, даже при наличии тяжелой соматической патологии, женщина может выносить и родить здорового ребенка, но к этому необходимо приложить определенные усилия.
А если в целом… Все-таки мы больше стали знать об иммунитете, и то, что показатели младенческой смерти еще 20 лет назад были значительно выше, говорит о том, что мы многому научились. Медицина XXI века — это медицина четырех «П»: предиктивная (предсказательная), предупредительная, персонализированная и партисипативная (разные врачи объединяются вокруг одной проблемы, вокруг пациента). Молодые люди, которые вступают в брак, тоже должны быть просвещенными — они сегодня имеют огромное поле информации, которую можно грамотно интерпретировать вместе с врачом.
Как вы относитесь к диагнозу «дисбактериоз»? Вокруг него очень много споров.
Это не клинический диагноз, а бактериологический — его ставит микробиолог. Мы знаем, что нарушение микробиоты — это прежде всего состояние, которое является вторичным. Если ребенок в периоде новорожденности перенес инфекционный энтероколит, то в результате заселения патогенной флоры и антибиотикотерапии у него меняется весь спектр нормальной микрофлоры. Нарушается стул, появляются аллергические проявления, кожные высыпания и т.д. Это необходимо учитывать педиатру, но обязательно проводить микробиологическое исследование для коррекции микрофлоры.
Сегодня педиатры дают молодым мамам все рекомендации, направленные на сохранение микрофлоры кишечника — это раннее прикладывание к груди, грудное вскармливание, контакт с матерью в родовом зале. Заселение кишечника происходит в первые 24 часа, и от того, с кем контактировал ребенок, зависит состав микрофлоры. Остро стоит проблема антибиотикотерапии — врачи стараются уходить от бесконтрольного ее назначения изза растущей резистентности микробов. Вряд ли мы получим в ближайшие 20–30 лет качественно новые антибиотики, поэтому нам придется жить с этими, а значит, взвешенно, обоснованно назначать антимикробные препараты.
Как изменилась структура заболеваемости в повседневной практике педиатра? С какимито заболеваниями мы справились, что сейчас выходит на первый план?
В глобальном плане XXI век — это век неинфекционных заболеваний. В предыдущем столетии много боролись с инфекцией, уносившей сотни тысяч детских жизней. Сейчас врачей больше всего беспокоят четыре класса заболеваний. Лидирующую позицию занимают сердечнососудистые заболевания, затем онкология, сахарный диабет II типа и ХОБЛ. Если учитывать острую патологию, то до 80%, конечно, это заболевания органов дыхания — ОРВИ, ОРЗ, бронхиты, пневмонии… Причем по статистике именно пневмония является основной причиной детской смертности в мире. В возрасте до пяти лет от пневмонии погибают больше детей, чем от СПИДа, малярии и кори вместе взятых. Сегодня бороться с пневмококком позволяет специальная вакцина против пневмококковой инфекции. Во многих странах мира прививка от пневмококка давно является обязательной и входит в национальные календари иммунизации. В России она должна быть включена в национальный календарь в 2014 году и мы с нетерпением ждем этого момента.
У школьников болезни опорно-двигательной системы и гастроэнтерологические встречаются почти в равной степени. У детей, перешедших 3-летний рубеж, картину формируют 5 классов заболеваний: патология опорно-двигательной системы, органов зрения, органов ЖКТ, нефрологическая и эндокринологическая патология. Так что школьная статистика довольно плачевная: каждый ребенок за период обучения приобретает 2–3 хронических заболевания. Необходим междисциплинарный подход — важна и роль семьи, и роль врача, и роль педагогов. Мало сказать «нельзя курить» и «надо много двигаться» — ребенок должен понять, почему, зачем, и у него должны сформироваться свои убеждения, появиться мотивация заботиться о собственном здоровье.
Если рассматривать хроническую соматическую патологию, то на 1-м месте у детей дошкольного возраста, по данным нашего Свердловского Роспотребнадзора, стоят заболевания нервной системы, на 2-м — инфекционные, на 3-м — гастроэнтерологические.
Наши дети ведь не на улице растут, а в семье, они повторяют действия своих родителей. Рынок курения постоянно пополняется именно за счет юных курильщиков, и если ребенок не начал курить до 18-ти лет, то шанс приобрести эту привычку в последующие годы минимален — так считают авторитетные исследователи этой проблемы. Помните эту историю? Молодые родители пришли с 4-х месячным ребенком к академику Ивану Петровичу Павлову и спросили, когда его нужно начинать воспитывать. И академик ответил: «Вы опоздали ровно на 4 месяца». Все начинается с младенчества, с семьи, с установки на двигательную активность, отказ от вредных привычек, здоровый образ жизни и т.д. Тогда у нас будут здоровые дети, здоровое потомство. Сегодня молодое поколение большую часть времени проводит в Интернете, значит, именно там должны быть размещены грамотные информационные материалы о здоровье и ответственности самого человека за его сохранение, нацеливая пользователей этих ресурсов на долголетие и качество жизни.
<<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ |