![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]()
Зенина Мария Леонидовна
Ясный взгляд на лето Лето, солнышко, мечты об отпуске, красота природы и новые впе... далее ![]() ![]() Последователи Дракулы О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе... далее ![]() ![]() Почему стучит "мотор"? Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины У жител... далее ![]() ![]() Комплексное решение проблемы цистита Специалисты уверены: лечение цистита не должно ограничиваться только лишь приемом... далее ![]() ![]() Новое будущее без кариеса Согласно статистике, от 60% до 90% детей школьного возраста и до 98% взрослых страдают... далее ![]() ![]() |
![]()
Ольга Назарова
Историческая справка. Больше века назад итальянский педагог Мария Монтессори предложила новаторскую систему воспитания, основанную на индивидуальном подходе к ребенку и использовании большого количества практических пособий. Самоценность каждого малыша ставится во главу угла, а основной задачей становится формирование у него интереса к обучению. В лечебной педагогике активно применяется Монтессори-терапия, позволяющая интегрировать детей с особенностями развития в группу обычных сверстников, — они занимаются наравне.
Свобода и выбор
Принцип № 1. У каждого ребенка собственный план развития, индивидуальные потребности, сроки и способы освоения окружающего мира. Задача взрослых и среды: сформировать условия, в которых малыш может действовать, познавая самого себя, свои возможности.
Располагая свободой, маленький человек приобретает опыт, неотъемлемой частью которого является выбор. Он учится чувствовать, проживать ситуацию и видеть последствия того, что совершил. В методике Монтессори не последнюю роль играет понятие мотива — движущей силы для совершения выбора. Вообще, основных мотивов (согласно Монтессори) два: страх, например перед наказанием или оценкой (он разрушителен и неэффективен), и любовь (созидательна и продуктивна), способствующая самореализации. Имея возможность самостоятельно определяться и через опыт постигать результаты и последствия сделанного выбора, ребенок быстрее обретет внутреннюю свободу.
Принцип № 2. Свобода не тождественна вседозволенности и бесконтрольности. Взрослый должен внимательно относиться к среде (окружающим дидактическим материалам), помогать ребенку конструктивно взаимодействовать с ней. Направлять, но не указывать. При этом важно обращать внимание малыша на ошибки в использовании материала, останавливая его и помогая найти верное решение. Все по-настоящему: если у малыша падает на пол и разбивается стеклянный кувшин и разливается вода, то ему самому очевидна совершенная ошибка. Он искренне расстроен, и у взрослого нет надобности ругать его. Это педагогика без наказаний, где работает так называемый автоматический контроль ошибок.
Игрушки со смыслом
Ложка дегтя
За: вместо игрушек настоящие предметы (горячий утюг, острые ножницы и т.п.), которые дают возможность ребенку самостоятельно исследовать мир, не создавая пробела в его чувственном опыте. Против: почти экстремальное вовлечение малыша в мир взрослых может быть крайне опасным, травматичным и не всегда оправданным. За: «дети-монтессори» свободны и независимы. Против: «дети-монтессори» неуправляемы и всегда делают, что хотят, отчего сталкиваются с рядом проблем в школе и непониманием со стороны других сверстников и учителей. За: с раннего возраста развиваются наиболее сильные стороны ребенка. Против: ребенок не получает полноценных, разносторонних базовых знаний, необходимых, в частности, для подготовки к школе.
Как бы то ни было, любая система воспитания — орудие в руках взрослого человека.
И главное здесь, не уподобиться обезьяне с гранатой и не переусердствовать в амбициозных устремлениях непр еменно вырастить гениальную независимую личность.
В следующем номере читайте о методике Зайцева, основанной на естественной потребности ребенка в игре.
педагог раннего развития детского клуба «Ого-годики», Москва
|
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ ![]() ![]() |