О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител... далее  


Детки в аптеке
Что делать, если за лекарством пришел ребенок или подросток? Он протягивает вам список с наз... далее  


Аква Марис®:все, что вы хотели знать
Насморк — одна из наиболее часто озвучиваемых жалоб, с которой обращаются к первостоль... далее  


Сахарный диабет по буквам
Сахарный диабет — это заболевание, с которым связано множество сложных научных терминов, и,... далее  


5 решений заботливой мамы
Ветреная погода, снежок, то тепло, то холодно — и вот, пожалуйста, ребенок слег с температу... далее  

Счастливое детство без игрушек и сказок

В детских садах Монтессори много дидактических материалов. Молоточки, посуда и столовые приборы, всевозможные баночки с сыпучими веществами — разнообразные предметы из повседневной жизни взрослых. На педагогическом языке это называется специально подготовленной окружающей средой: каждый элемент имеет предназначение и функцию для развития ребенка. Вместе с личностью воспитателя она создает базу для полноценного развития малыша, хотя скептикам кажется, что ребенок слишком рано погружается во взрослую жизнь.

Ольга Назарова

 

Во многих группах Монтессори одновременно занимаются дети разных возрастов (от 3 до 6 лет), четкого распорядка дня у них нет, а личные успехи и неудачи не сопоставляются с достижениями и осечками других детей.

 

Историческая справка. Больше века назад итальянский педагог Мария Монтессори предложила новаторскую систему воспитания, основанную на индивидуальном подходе к ребенку и использовании большого количества практических пособий. Самоценность каждого малыша ставится во главу угла, а основной задачей становится формирование у него интереса к обучению. В лечебной педагогике активно применяется Монтессори-терапия, позволяющая интегрировать детей с особенностями развития в группу обычных сверстников, — они занимаются наравне.

 

Свобода и выбор

 

Отношение к ребенку как к уникальной личности можно встретить во многих педагогических школах. Поэтому в качестве отличительного принципа метода Монтессори важно отметить возможность самостоятельного выбора для маленького человека и формирование у него внутренней мотивации. На малыша нельзя давить и заставлять его что-то делать «за компанию» с другими детьми или просто потому, что это входит в традиционную программу обучения. Вовлекая ребенка в интересные увлекательные занятия, важно предоставлять ему возможность самоопределения: что в данный момент его привлекает в большей степени, например, рисование или нанизывание бусин на нитку.

 

Принцип № 1. У каждого ребенка собственный план развития, индивидуальные потребности, сроки и способы освоения окружающего мира. Задача взрослых и среды: сформировать условия, в которых малыш может действовать, познавая самого себя, свои возможности.

 

Располагая свободой, маленький человек приобретает опыт, неотъемлемой частью которого является выбор. Он учится чувствовать, проживать ситуацию и видеть последствия того, что совершил. В методике Монтессори не последнюю роль играет понятие мотива — движущей силы для совершения выбора. Вообще, основных мотивов (согласно Монтессори) два: страх, например перед наказанием или оценкой (он разрушителен и неэффективен), и любовь (созидательна и продуктивна), способствующая самореализации. Имея возможность самостоятельно определяться и через опыт постигать результаты и последствия сделанного выбора, ребенок быстрее обретет внутреннюю свободу.

 

Принцип № 2. Свобода не тождественна вседозволенности и бесконтрольности. Взрослый должен внимательно относиться к среде (окружающим дидактическим материалам), помогать ребенку конструктивно взаимодействовать с ней. Направлять, но не указывать. При этом важно обращать внимание малыша на ошибки в использовании материала, останавливая его и помогая найти верное решение. Все по-настоящему: если у малыша падает на пол и разбивается стеклянный кувшин и разливается вода, то ему самому очевидна совершенная ошибка. Он искренне расстроен, и у взрослого нет надобности ругать его. Это педагогика без наказаний, где работает так называемый автоматический контроль ошибок.

 

Игрушки со смыслом

 

Первое, что бросается в глаза, — обилие всевозможных разноплановых предметов (баночки, колбочки, бусины, цилиндры, карточки и многое другое) и их доступность для детей. Пространство в детских садах Монтессори всегда организовано специальным образом. Весь материал расположен на открытых полках (не выше одного метра от пола), с той целью, чтобы ребенок смог дотянуться и взять то, что ему нравится именно «здесь и сейчас». Педагоги организуют упражнения, основанные на дидактических материалах, ориентируясь на возраст и конкретные устремления малыша. Расположением полок организованная среда поделена на несколько важных зон, каждая из которых имеет свое предназначение для развития зрения, осязания, ключевых навыков (речи, эмоционального интеллекта, социальной адаптации, математических способностей, двигательной активности и т.д.). Книгам уделяется немного внимания, развитие же логического мышления приоритетно.

 

Ложка дегтя

 

Безупречных педагогических методик не существует, делать культ из них не стоит, а вот взять на вооружение наиболее подходящие принципы имеет смысл, взвесив все «за» и «против».

За: вместо игрушек настоящие предметы (горячий утюг, острые ножницы и т.п.), которые дают возможность ребенку самостоятельно исследовать мир, не создавая пробела в его чувственном опыте.

Против: почти экстремальное вовлечение малыша в мир взрослых может быть крайне опасным, травматичным и не всегда оправданным.

За: «дети-монтессори» свободны и независимы.

Против: «дети-монтессори» неуправляемы и всегда делают, что хотят, отчего сталкиваются с рядом проблем в школе и непониманием со стороны других сверстников и учителей.

За: с раннего возраста развиваются наиболее сильные стороны ребенка.

Против: ребенок не получает полноценных, разносторонних базовых знаний, необходимых, в частности, для подготовки к школе.

 

Как бы то ни было, любая система воспитания — орудие в руках взрослого человека.

И главное здесь, не уподобиться обезьяне с гранатой и не переусердствовать в амбициозных устремлениях непр

еменно вырастить гениальную независимую личность.

 

В следующем номере читайте о методике Зайцева, основанной на естественной потребности ребенка в игре.

 

Ирина Фаридовна Легостаева,

педагог раннего развития детского клуба «Ого-годики», Москва

В наших группах малыши находятся в течение 4-х часов — хорошая альтернатива детскому саду. Метод Монтессори позволяет организовать сбалансированные занятия, на которых присутствуют дети с разными особенностями, в том числе гиперактивные, с замедленным развитием речи. Все мирно уживаются, благодаря тому что педагог вовремя замечает, чего хочет этот ребенок, и увлекает его упражнениями. Минусы могут появиться даже из плюсов, если неправильно расставлять приоритеты. Один из главных постулатов данного метода: разрешено все то, что не мешает другим. Но многое зависит от педагога: один будет стоять в стороне, пока дети делают, что хотят, а другой, действительно, — заниматься с ребятами, направляя их, т.е. используя лучшие принципы Монтессори.

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...