![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]()
Пилинги: кислоты красоты
Химические пилинги — одна из популярнейших косметологических процедур, которую применя... далее ![]() ![]() Новогодний мерчендайзинг Возможно, ктото скажет, что аптека — это не магазин новогодних подарков и не нужно зан... далее ![]() ![]() Последователи Дракулы О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе... далее ![]() ![]() Ромео должен похудеть Когда вы познакомились, он был стройным, подтянутым и готов был горы свернуть ради вашей улыбки. ... далее ![]() ![]() ИГРЫ С ИММУНИТЕТОМ Елена Николаевна Карева, доктор медицинских наук, профессор, клинически... далее ![]() ![]() |
![]()
Светлана Спартаковна, хотелось бы подвести итог года применения нового закона и поговорить о проблемах, которые сейчас стоят перед отечественными и зарубежными производителями лекарственных средств наиболее остро. Я бы разделила причину и следствие. Одно дело — закон, который довольно сильно изменил нормативную базу: какие-то последствия мы уже наблюдаем, а какие-то увидим спустя определенное время. И другое дело — проблемы регуляторной системы, которые уже сейчас сказываются, и довольно сильно, на повседневной работе компаний. Конечно, второе связано с первым. Одним из основных новшеств, ударивших по рынку, стала передача ряда функций от одного государственного органа другому: с 1 сентября 2010 г. все разрешительные функции, которые раньше исполнял Росздравнадзор, были переданы Минздравсоцразвития. Казалось бы, от перемены мест слагаемых сумма не должна была измениться, но на деле это сильно отразилось — и не только на клинических исследованиях, но и на регистрации препаратов. Работа разрешительной системы не удовлетворяет участников рынка. Фактически не было переходного периода от старой системы к новой. До сих пор работа системы не нормализовалась, с большими сложностями сопряжено получение разрешений, лицензий и т.д. Особенно много проблем связано с регистрацией лекарственных средств, и мы это наблюдаем по откликам специалистов. В Интернете даже появился стихийно организованный форум, на котором регистраторы с многолетним опытом советуются друг с другом, обсуждают и пытаются понять новые правила игры. Подготовка к проведению клинического исследования тоже предполагает получение большого количества разрешений. Да, необходимы разрешения на проведение самого исследования, на ввоз препарата для исследования и вывоз биологических образцов, а также аккредитация клинических баз. Функция по выдаче этих документов была возложена на Минздравсоцразвития. Ни по одной из этих процедур, к сожалению, не выдерживаются сроки, мы часто слышим нарекания участников рынка. По их мнению, в борьбе за «прозрачность» системы мы пришли к тому, что разрешительные органы представляют собой какой-то «черный ящик» — туда отправляются все документы, но их судьбу потом отследить очень трудно. Многие отработанные процессы оказались разрушены, и сколько времени понадобится на их налаживание — мы не знаем. Эти моменты касаются передачи функций, а что вы можете сказать об изменениях, привнесенных самим законом?
Здесь я бы остановилась на нескольких вещах. Например, было введено требование о локальных клинических Как это происходит на практике? Ряд крупных компаний отложили лончи некоторых препаратов, по их собственным оценкам, на один-два года. Чтобы определиться с правилами, написать протокол, провести локальные исследования и пройти процедуру регистрации, требуется время. Наверное, в основном это коснулось оригинальных инновационных препаратов. Сначала мы тоже так думали. Но потом оказалось, что эта норма ударила и по дженерикам. Ровно то же самое — проведение локальных исследований — потребовали для подтверждения биоэквивалентности. И если у производителей оригинальных препаратов, как правило, есть R&D-отделы и отделы клинических исследований, то у генерических компаний даже нет таких специалистов в штате. Сейчас ряд компаний вынужден создавать медицинские отделы, чтобы организовать эти локальные исследования биоэквивалентности. Может быть, для Ассоциации организаций по клиническим исследованиям увеличение количества исследований в России придется весьма кстати?
Может быть, это вина исследователей? Все погрешности в заполнении документации и вообще работе исследователя устраняются путем проведения мониторинга. В международных многоцентровых исследованиях соблюдение GCP строго контролируется. Спонсор заинтересован в качественных данных, потому что если в ходе аудита регуляторные органы США или ЕС обнаружат нарушения, данные просто не примут к рассмотрению. Что касается локальных исследований, они заведомо избыточны и никакой научной цели иметь не могут. Отчет об исследовании будет просто «бумажкой», помогающей преодолеть российские административные барьеры. Соответственно, никто не будет заинтересован в контроле за соблюдением протокола, качеством этих исследований. А какой смысл в контроле, если эти данные никому не нужны? Если говорить об исследователях, то закон ужесточил и требования к ним. Если раньше главному исследователю достаточно было двухлетнего опыта работы в клинических исследованиях, то сейчас этот срок увеличился до пяти лет. В первую очередь от этого страдают регионы: если Москва и Санкт-Петербург наполнены клиническими исследованиями, то в регионах много лечебных учреждений, которые хотели бы проводить исследования, но не могут по причине отсутствия специалистов. А теперь получить такого врача в штат стало еще сложнее. Доктор может пройти обучение, знать наизусть GCP, но принять участие в исследованиях без пятилетнего опыта невозможно. Это касается только главного исследователя или всех врачей, принимающих участие в клиническом тестировании препарата?
Исследователь не может работать без главного исследователя. По сути, это приведет к сокращению количества С другой стороны, по новым правилам введена переаккредитация клинических баз до 1 сентября 2011 г. К слову, аккредитация больше нигде в мире (среди развитых стран) не применяется — отслеживается только деятельность врача-исследователя, но не больницы. Согласно базе данных Росздравнадзора, переаккредитацию должны были пройти 1103 медицинских учреждения, но на сегодняшний день единственная запись на сайте Минздравсоцразвития гласит, что ее прошли 11 больниц. В связи с чем возник этот «кризис аккредитации»? Все дело в том, что процесс начался не в сентябре прошлого года, как было запланировано, а только в начале декабря, когда был принят последний подзаконный акт, который позволил инициировать процедуру аккредитации. На практике система начала работать только с января 2011 г. У нас есть серьезные опасения, что в сентябре наступит «обвал», и больше всего нас беспокоят даже не запланированные новые исследования, а те исследования, которые уже идут. И если раньше Минздравсоцразвития проводило совещания с участниками рынка и хотя бы на некоторые вопросы мы могли получить ответы, то сейчас наступила тишина, которая, по нашему мнению, свидетельствует о кризисе управления. Из ваших ответов понятно, что потребуется серьезный пересмотр нормативной базы. Не просто серьезный, а очень тщательный и продуманный! Ведь кроме глобальных ошибок в новом законодательстве много мелких оплошностей, которые тем не менее сильно бьют по рынку. Например, для исполнения вышеупомянутого закона было выпущено постановление о порядке ввоза лекарственных препаратов на территорию РФ. Согласно этому постановлению, лицензию на ввоз зарегистрированных препаратов выдает Министерство промышленности и торговли (Минпромторг). На ввоз незарегистрированных лекарственных средств — сюда относятся поставки для клинических исследований, образцы для регистрации и препараты для нужд конкретных пациентов — нужно получать разрешение Минздравсоцразвития. При этом не было учтено, что в рамках клинических исследований зачастую используются не только незарегистрированные, но и зарегистрированные препараты — в качестве препаратов сравнения, сопутствующей терапии и т.д. В постановлении эти моменты не были учтены. В результате Минздравсоцразвития отказалось выдавать разрешения на ввоз зарегистрированных препаратов для исследований. Ввоз зарегистрированных препаратов подвешен с октября прошлого года. Для исправления ошибки были выпущены уже два поручения Правительства, но воз и ныне там. Одним словом, данный закон и многие подзаконные акты невыполнимы на практике, и, скорее всего, теперь нам придется сначала вернуться к старой системе и только на ее основе строить новую. Кто из участников рынка в итоге понесет наибольшие потери? Наверное, зарубежные производители? Не только. Российские инновации, как говорится, наступили на те же грабли закона. Отечественные компании не являются активными участниками рынка клинических исследований, но у них возникли проблемы с регистрацией новых препаратов: процесс стал еще менее «прозрачным», диалог с основным регулятором не выстраивается, получить ответы на вопросы просто негде. Естественно, им тоже приходится откладывать лончи новых препаратов. Проблемы возникли даже у компаний, работающих в рамках проекта «Сколково». Все это не может не отразиться на рынке лекарственных препаратов. Каковы ваши прогнозы и советы производителям по преодолению кризиса? Изменения в законодательстве отбросили нас на много лет назад. Если в начале 2010 г. у нас были планы по развитию рынка, то сегодня мы думаем исключительно о выживании. По моему мнению, нам нужно вернуться к старой системе и развивать именно ее. Боюсь, что новая система исправлению не поддается. Что касается аптечного ассортимента, то здесь, я думаю, мы будем наблюдать отставленный эффект. Уже сейчас ясно, что выход на рынок как инновационных препаратов, так и многих дженериков задерживается. Соответственно, увеличится период нахождения на рынке старых лекарств. А специалисты таких областей медицины, как онкология, вместе с пациентами рассчитывают на постоянное появление инноваций. На пути выведения на рынок новых препаратов для лечения орфанных заболеваний поставлены непреодолимые барьеры — значит, придется использовать то, что будет в наличии. Пока не будет налажена разрешительная система, отдельные препараты будут периодически пропадать из аптек — их просто не успеют перерегистрировать. А совет один — переждать, пережить этот период и надеяться, что рано или поздно здравый смысл восторжествует. По международным стандартам для подтверждения эффективности препарата для его последующей регистрации необходимо провести три фазы клинических исследований и показать результаты на статистически значимой выборке. Международные клинические исследования идут, но с 2010 г. объем разрешений на их проведение сократился на 25%. * ICH — International Conference on Harmonisation (Международная конференция по гармонизации) — симпозиум ведущих представителей регуляторных органов и специалистов в области фармацевтического производства Европы, Японии и США, по результатам которого выработаны и ежегодно обновляются международные правила регистрации лекарственных препаратов. GCP — GoodClinicalPractice (надлежащая клиническая практика) — свод международных стандартов и норм, регламентирующий порядок проведения клинических исследований. <<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ ![]() ![]() |