О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Новый Деринат-спрей: с заботой о здоровом горле
Деринат известен, пожалуй, всем фармацевтам. В апреле на аптечных полках появилась новинка &... далее  


Веселая азбука
  Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее  


Блокада боли
Как часто мы до последнего игнорируем свое состояние и задумываемся о посещении врача только тогд... далее  


Формула новой жизни
Если женщина собралась стать мамой, ей необходимо подготовиться. Один из ключевых этапо... далее  


Сухие факты
Неприятный запах и темные круги на блузке в самый ответственный момент — кошмар для лю... далее  

Все лучшее — людям!

Любой покупатель знает, что болеть — дорогое удовольствие в прямом смысле этого слова. Поход в аптеку даже за самым обычным набором лекарств «от простуды» или «от боли в животе» запросто может обойтись в несколько сотен рублей, а от недуга посерьезнее — в несколько тысяч. Как сэкономить? Один из способов — визит в социальную аптеку, где тоже трудятся провизоры и фармацевты. Нас заинтересовали особенности их работы.

Кирилл Петров

Цель социальных аптек — обеспечить льготные категории граждан лекарствами по государственным программам, и всех без исключения покупателей — качественными товарами по ценам ниже средних. Медикаменты здесь действительно продают с минимальной наценкой, а упущенную выгоду такое предприятие компенсирует за счет большего объема продаж (чтобы сэкономить приличную сумму, многие покупатели готовы приехать с другого конца города), незначительных или вообще отсутствующих трат на рекламу и меньшего числа сотрудников (в частности, фармацевтов и провизоров, которые обслуживают клиентов). Поэтому вакансии от социальных аптек появляются нечасто.

Однако главный способ удержать цены на низком уровне — низкая закупочная цена на препараты. Для дешевых препаратов вроде цитрамона или анальгина разница в цене у разных поставщиков незначительна, но при большом объеме продаж даже эти копейки складываются во вполне осязаемые суммы. Что касается более дорогих медикаментов, то здесь разница в закупочных ценах для аптеки может составлять сотни рублей за каждую упаковку препарата.

Лишних денег не бывает

Общаясь с вами, нашими читателями, мы обнаружили, что многие, особенно начинающие специалисты не рассматривают социальные аптеки как потенциальных работодателей. Причина проста: специфический и весьма непростой контингент покупателей. Но не стоит думать, что посетители соцаптек — это исключительно инвалиды, пенсионеры, люди с небольшим достатком, члены многодетных семей — словом, те, кого принято называть «социально незащищенные слои населения». Конечно, в первую очередь вывеска «Социальная аптека» привлекает небогатых людей, привыкших контролировать расходы. Но вслед за ними подтянутся и вполне успешные и молодые: деньги ни у кого не бывают лишними, экономить любят все. Малообеспеченные же получат дополнительную скидку по сравнению с «обычными» покупателями — по социальной карте. Такую скидку в Москве предоставляют практически все соцаптеки. Как правило, это 5-процентные скидки, реже — 10-процентные. Впрочем, этот вид скидки часто можно получить и в обычных аптеках. Так что категории граждан, заглядывающих в аптеку обычную и в аптеку социальную, отличаются, возможно, в количественном, но не в качественном смысле.

Социальная аптека, как и любая другая, может предлагать покупателям дополнительные услуги — например, заказ лекарств или их доставку на дом. Это один из способов удержать клиента: привыкнув к подобным «удобствам», возможно, он начнет постоянно пользоваться услугами именно этой аптеки, даже если в аптеке «за углом» препарат будет стоить немного дешевле.

Не зарастет народная тропа

Если цены в аптеке с вывеской «социальная»" действительно низкие, то хорошую рекламу такому предприятию начинает делать «сарафанное радио». Причем информацию распространяют не только бабушки с лавочки у ближайшего подъезда, но и более «продвинутые» покупатели — например, с помощью Интернета. Все больше людей используют Глобальную сеть для сравнения цен, прежде чем отправиться покупать лекарства: пять минут в Интернете и несколько телефонных звонков могут сэкономить приличную сумму. Самой аптеке такая реклама практически ничего не стоит. А работать в аптеке с хорошей репутацией, согласитесь, очень приятно!

Ложка дегтя

Стоит отметить, что «социальная аптека» — понятие не юридическое, а скорее бытовое. Само по себе слово «социальная» на вывеске ни к чему не обязывает владельцев торгового предприятия, и зачастую владельцы аптечного бизнеса используют его в качестве рекламного трюка для покупателей, вовсе не думая удерживать низкие цены. Медикаменты в такой аптеке могут стоить даже выше, чем в «раскрученной» сетевой аптеке, не имеющей слова «социальная» в названии. Не будем сейчас рассуждать о моральной стороне дела, а зададим себе вопрос: оправдан ли такой прием с точки зрения бизнеса? По-видимому, вполне. Но вот на бесплатную рекламу на «сарафанном радио» хитрецы-бизнесмены вряд ли смогут рассчитывать, а работникам таких аптек придется серьезно побороться за лояльность покупателей.

В Санкт-Петербурге действует проект «Городская социальная аптека». Сеть недорогих аптек была создана при поддержке правительства города осенью 2010 г. Сейчас во всех районах Петербурга и ближайших пригородах работают около 30 аптек этой сети. На почти пятимиллионный город — немного, но время от времени открываются новые.

Известен пример открытия в России православной социальной аптеки. Инвалидам, ветеранам, пенсионерам и многодетным она предлагала лекарства без наценки. Дорогие медицинские препараты можно было купить в рассрочку. Однако полноценным коммерческим предприятием эту аптеку назвать нельзя: «обычных» людей — не инвалидов, с нормальным достатком — здесь практически не обслуживали, продавая им только остро необходимые медикаменты (например, бинты и  препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний).

Марина Анатольевна Лукина, заведующая социальной аптекой «БиоРитм», Москва

Аптека, в которой я работаю, расположена около метро, поэтому арендная плата достаточно высокая. Но у нас небольшое помещение: практически нет подсобки, большая часть площади отдана под торговый зал. В час пик покупателей обслуживают два фармацевта: один общается с покупателем и собирает заказ, другой работает на кассе. Очередь в пять-шесть человек есть в аптеке практически всегда. Очень хотелось бы поставить еще одну кассу, чтобы сделать обслуживание быстрее, но, к сожалению, сделать это невозможно из-за недостатка места.

Многие приходят, узнав о нашей аптеке из Интернета: мы регулярно отправляем данные в справочную интернет-службу о наличии лекарств. Ходовые препараты закупаем заранее в большом количестве, чтобы даже в случае проблем с поставкой (например, лекарство задержалось на таможне или проходит перерегистрацию) они были у нас в наличии. Посетители могут заказать лекарство, которое в данный момент отсутствует в продаже: если оно есть у поставщиков, то его привезут на следующий день. Если препарат дорогой, то при заказе лекарства мы возьмем с покупателя предоплату.

Дорогостоящие лекарственные препараты, БАДы, лечебная косметика у нас в продаже тоже есть. Наценка на них также снижена, т.е. даже дорогой товар у нас будет стоить дешевле, чем во многих аптеках. Разумеется, это нравится покупателям, у нас много постоянных клиентов, и все сложности нашего труда с лихвой компенсирует их благодарность и наше удовлетворение от работы.

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...