О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

По образу и подобию
Роковая Марлен Дитрих, утонченная и аристократичная Одри Хепберн, роскошная Софи Лорен и чувствен... далее  


ИГРЫ С ИММУНИТЕТОМ
  Елена Николаевна Карева, доктор медицинских наук, профессор, клинически... далее  


Комплексное решение проблемы цистита
  Специалисты уверены: лечение цистита не должно ограничиваться только лишь приемом... далее  


Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител... далее  


Лучшие из лучших
В мае стартует уникальное событие на аптечном рынке России — первая международная фармацевт... далее  

Ноль стресса в ходе учебного процесса

Счастливый и здоровый ребенок — заветное желание и цель каждого любящего родителя. Когда вы отдаете свое чадо в детский сад, то, безусловно, хотите быть уверены в профессионализме педагогов и благоприятной обстановке. Сегодня все большую популярность приобретают детские сады и школы, основанные на альтернативных методах обучения, но прежде чем сделать выбор в пользу одного из них, важно определить, созданы ли там условия для гармоничного развития вашего ребенка.

Ольга Казакова

 

У каждого ребенка складывается собственное представление об окружающем мире и свои особенности взаимодействия с ним, которые в первую очередь он перенимает от взрослых в лице мамы, папы, бабушек и дедушек. Основной ошибкой некоторых систем образования является как раз то, что всех детей одной возрастной категории пытаются подогнать под единый стандарт. Приверженцы вальдорфской школы уже несколько десятилетий пропагандируют совсем иные принципы воспитания.

 

Вся правда о вальдорфцах

 

Вальдорфская школа как педагогическая система появилась в начале XX в., ее идеологом стал Рудольф Штайнер. Основная суть этого метода состоит в том, что личность человека, даже самого маленького, представляет собой наивысшую ценность, а обучение должно строиться через чувственное познание природы вещей, опираться на образное мышление и сопереживание. Не стоит торопить время и раньше срока заставлять малыша изучать азбуку или вызубривать цифры. У него свой темп развития, и опережать его не стоит. Педагоги делают акцент на том виде деятельности, который он может освоить на данном этапе жизни без какого-либо внутреннего сопротивления. Специалист вальдорфского детского сада прежде всего стремится затронуть чувства ребенка и увлечь его изучаемым предметом. Страх ошибки в этом случае практически нивелируется — детей не наказывают и не ругают, но всеми способами стараются сформировать желание самостоятельно мыслить и следить как за удачами, так и за поражениями. Претензий родителям педагоги не предъявляют. Но в действительности есть те, кто считают данный метод не слишком основательным и даже чрезмерно гуманным: по их мнению, в таких детских садах нет качественной подготовки к школе, а дети растут своевольными и эгоистичными.

Первым делом гармония, а наука — потом

Сегодня вальдорфские детские сады открыты во многих странах мира. Четко продуманная система воспитания и нестандартный подход ко многим обычным для других образовательных учреждений методам работы с детьми вызывает определенный интерес. Каковы же принципы этой педагогической системы?

Ритмический распорядок. Обязательная ориентация на дневные (циркадные) биоритмы ребенка, которая необходима для гармоничного восприятия информации и последовательности в обучении. Утро начинается с двадцатиминутной зарядки: дети активно двигаются, хлопают в ладоши и танцуют. Затем на протяжении всего дня происходит плавный переход от умственной деятельности к физической и творческой. Режим четко проработан, а в течение недели определена последовательность занятий живописью, лепкой из воска, рисованием мелками, рукоделием и даже домоводством (дети создают свои первые кулинарные «шедевры»). Не обходится и без основного занятия — эвритмии, или, как ее еще называют, проживания сказки. Дети или исполняют роли, или играют в кукольный театр, важно, что даже тряпичные герои создаются на занятиях самими малышами. Есть еще и ритм года, который организован так, чтобы малыши внутренне переживали времена года через праздники: Рождество, Пасху, Масленицу, день рождения и т.д. Хоровое пение, совместное чтение стихов и парные танцы, игры — так проходят обычные будни в вальдорфском детском саду.

 

Для вальдорфской школы очень важна интеграция предметов и равновесие между созерцательными (умственными) и физическими занятиями. Созерцательные предметы призваны «разбудить» воображение ребенка, его чувства, физические — снимают напряжение.

Совместная деятельность в группе. В одном коллективе воспитываются дети от 3 до 7 лет — старшие помогают младшим, а те тянутся за подросшими товарищами. Тем самым формируются нормальное социальное поведение и умение сосуществовать в коллективе. Личность воспитателя при этом является для детей авторитетом, они берут с него пример. Кстати, задача педагога — постоянно стремиться к совершенству, чтобы оказывать на молодое поколение только самое положительное влияние.

Нестандартные формы обучения. На вальдорфских занятиях задача, которую ставит перед собой воспитатель, — вызвать у ребенка интерес к учебному процессу. Навыки и знания не навязываются и не диктуются — посредством позитивных ожиданий они самостоятельно добываются. Этому способствуют диалоги, работа в группах, сочинение сказок, подвижные игры, творческие импровизации (например, задание — сделать игрушки к Новому году) и, конечно, театральные постановки — все то, что может разбудить воображение и познавательные способности ребенка на определенном возрастном этапе. И никаких нудных лекций и нравоучений — только свобода творчества, в которой ребенок может проявить себя в полной мере.

Гармоничное развитие личности ребенка. Ребенок является главной ценностью, и в ходе обучения педагоги стремятся привести к равновесию три его душевные способности:

волю, чувства и мышление. На каждом возрастном этапе одной из них уделяется большее внимание, но только при целостном духовном развитии ребенок может быть здоров и телесно.

Определенная организация пространства, окружающего детей, носит название «вальдорфский интерьер». В классах и залах нет острых углов, используется много натуральных материалов, мягких тканей естественных оттенков, помещения украшают поделки, сделанные руками детей, простые тряпичные или деревянные игрушки, предметы обихода природного происхождения.

Не сказкой единой

 

Наверное, сейчас вам кажется, что вальдорфская система предлагает настоящий рай для малышей. Возможно, так оно и есть. Если бы не одно «но»: после такого детского сада ребенку открыта дорога, по сути, только в школу, использующую эту же, вальдорфскую, методику. Ведь для поступления в гимназию с углубленным изучением иностранного языка необходимо учить этот самый язык лет с 4–5, в математической школе на вступительных экзаменах потребуют знания таблицы умножения и умения решать хотя бы простые примеры, а в школе искусств приветствуется сноровка в нотной грамоте. Может показаться, что это некое равнение на стандарты, но задумайтесь: вся наша 

жизнь построена на стандартах, хотим мы этого или нет. А личности, которые выбиваются из общего строя, сразу объявляются девиантами со всеми вытекающими. Не будем сейчас влезать в дебри философии и рассуждать, хорошо это или плохо, — просто решите, нужно вашему ребенку такое будущее или нет. Возможен, правда, и такой вариант: творческое начало благодаря вальдорфской школе может развиться в полную силу и, как следствие, чадо станет знаменитым художником, режиссером или актером. Но для этого необходимы мощные природные данные. Если они есть — дерзайте!

Первые обязательства

Особенности вальдорфской школы таковы, что не каждый ребенок сможет получить в ней максимум знаний. Ведь есть дети, которые внимательно слушают педагогов и помнят, что объяснял преподаватель сегодня, вчера и на прошлой неделе, а другие — считают ворон и забывают, какие занятия есть в детском саду вообще. Вложить в голову маленького лентяя хотя бы какую-то информацию — титанический труд, и «приманок» в виде сказок и песен, увы, недостаточно. Эту функцию могут взять на себя родители, но каждый ли день вы, вернувшись с работы, найдете в себе душевные и физические силы кропотливо и настойчиво заниматься с ребенком?

У вальдорфской системы обучения есть существенный минус, касающийся именно маленьких детей. Она предоставляет ученикам большую степень свободы. В Европе принята свободная система обучения в колледжах и университетах, но эти заведения принимают студентов, т.е. взрослых людей, которые осознают, как и зачем им действительно необходимо учиться. Разве сможет это понять ребенок, который сызмальства привык к тому, что в его жизни присутствуют максимум удовольствий и минимум обязательств? А российские реалии таковы: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Не нужно нагружать кроху десятками занятий и кружков, читать ему нотации и заставлять учиться под угрозой отъема пирожных — просто он должен знать, что обучение не дается легко. Всегда присутствует элемент запоминания (причем фиксировать в памяти нужно не то, что хочется, а то, что нужно), усидчивости и терпения. Если этого нет, подрастающему человеку в дальнейшем будет сложно обучаться в школе и тем более работать. Сам факт необходимости регулярно являться на рабочее место будет вызывать стойкое неприятие, а служебные обязанности — тем более.

Некоторые родители могут обеспечить будущее ребенка таким образом, что ему не потребуется заботиться о хлебе насущном, а вместо профессии он займет свое время хобби или отдыхом. У большинства наших сограждан такой возможности, к счастью или сожалению, нет. К счастью — потому что общество, состоящее из людей, занятых только собиранием марок и серфингом, никогда не смогло бы отправить человека в космос, придумать телевидение, радио, электрическую лампочку и даже получить само электричество. К сожалению — потому что каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, а вот в чем заключается это лучшее, в релаксе или активном обучении и социализации, решить нужно уже на этапе выбора детского сада.

От станка до Рублевки

В глазах человека, живущего в бешеном ритме XXI в., вальдорфская система — островок добра и спокойствия. Именно это обусловило вхождение таких образовательных учреждений в разряд «люкс». Однако создавалась вальдорфская школа отнюдь не для отроков, уставших от круговерти мегаполисов и поездок к океанским берегам. Первое заведение подобного типа было открыто собственником табачной фабрики «Вальдорф-Астория» для детей сотрудников предприятия. Фабрикант хотел вырастить хороших рабочих, не блещущих высоким интеллектом. Полноценно влиться в массовый учебный процесс эти дети не могли ввиду низкого социального статуса родителей.

Наталия Викторовна Вичканова,

специалист центра «Волшебный ребенок», Москва

 

Основное внимание в нашем центре уделяется свободной игре, т.к. именно в ней каждый ребенок может раскрыть свои таланты и почувствовать себя комфортно. Например мы даем заготовки — куклы из бумаги, ткани — и обрисовываем сценарий игры. Дети охотно вживаются в роли, импровизируют. Важно, чтобы малыши максимально проявляли свою фантазию, а для этого в их распоряжение дается игровой материал, из которого они сами строят корабли и автомобили. Мы придаем большое значение семейной атмосфере — так ребенок, приходя в центр, не ощущает никакого дискомфорта. Речевое развитие осуществляется ежедневно: во время ритмических игр со стихами и песнями, во время кукольных спектаклей и активного слушания сказок. И никаких ограничений для посещения вальдорфского детского сада лично я не вижу.

«Куда я попал?»

В вальдорфском детском саду малышам очень комфортно и интересно, но, увы, до той поры, пока они не оказываются в более агрессивном реальном мире. Например при переходе из детского сада в обычную общеобразовательную школу. Детям, привыкшим к творческой свободе, приходится либо приспосабливаться к новым условиям, либо быть в стороне от других. Конечно, для многих из них это психологически непросто, потому что они ощущают себя иными. Однако если обеспечить ребенку правильную адаптацию в новом для него мире, то можно избежать и детских переживаний, и нарушения гармоничного процесса развития. И это уже задача взрослых.

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...