|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новое на сайте
Такая же как все, только лучше
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и зависим от мнения окружающих — нам не ... далее Детки в аптеке Что делать, если за лекарством пришел ребенок или подросток? Он протягивает вам список с наз... далее Яркая новинка Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств... далее Исмиген: в ответе за иммунитет Скоро стартует сезон отпусков, выезд на море — отличный способ укрепить иммунитет. Но от не... далее Новый Деринат-спрей: с заботой о здоровом горле Деринат известен, пожалуй, всем фармацевтам. В апреле на аптечных полках появилась новинка &... далее |
С оглядкой на болезнь Факт: каждый второй-третий школьник в России страдает от одного или сразу нескольких хронических заболеваний. Клиника этих болезней совершенно различна, но их воздействие на психику ребенка всегда очень похоже. Неприятные ощущения, необходимость регулярных визитов к врачу, достаточно частые госпитализации, обследования, ограничения — по сравнению со здоровыми детьми — в питании и режиме, постоянная тревога родителей могут привести к развитию личности по невротическому типу. Можно ли этого избежать? Мария Левина
Как правило, дети с хроническими заболеваниями капризны, легко возбудимы, часто раздражительны. Невооруженным глазом заметны неуверенность в себе, не-умение налаживать контакты со сверстниками, снижение интенсивности интеллектуальной деятельности. Дети с хроническими заболеваниями не принимают участия в общих детских играх, не заводят друзей, то, что их более здоровые сверстники усваивают и запоминают быстро, для «хроника» составляет большую трудность.
Естественно, при обучении в школе у таких детей немедленно возникает масса проблем. Неглупые, в сущности, ребята с неплохой памятью, они просто не могут заниматься хорошо! Они часто пропускают занятия, быстро устают, не могут сконцентрироваться на уроке и быстро отвлекаются. В результате учеба продвигается сложно и очень неровно.
Контакты с одноклассниками налаживаются тяжело и медленно. Из-за отсутствия хорошей физической подготовки дети с хроническими заболеваниями часто подвергаются насмешкам. Плохая учеба и проблемы со сверстниками только усиливают общее неблагоприятное психологическое состояние ребенка. Он начинает еще чаще болеть, еще больше жалеть себя, еще больше замыкаться.
Родители в этой ситуации могут вести себя по-разному. Одни «давят» на ребенка, требуя немедленных пятерок вместо троек и двоек. Они нанимают репетиторов, заставляют тратить на домашние задания все больше и больше времени, ругают и наказывают ребенка за плохие отметки и т.д. Другие, наоборот, решают, что обучение в школе является слишком сложным, не под силу ослабленному болезнью ребенку, и переводят детей в спецшколы или на домашнее обучение.
Дома как в школе
Домашнее обучение может проходить в разной форме. Дети могут заниматься дома с учителями, приходящими из школы, могут посещать некоторые уроки в школе, могут заниматься дома с родителями, без школьных учителей и т.д. Такое обучение имеет несом-ненные преимущества. Болезнь находится под контролем, обеспечиваются необходимый режим и диетическое питание. Занятия проходят в наиболее подходящем ребенку ритме, нет школьных стрессов. Ребенок не общается со сверстниками, а это уменьшает риск развития инфекционных заболеваний. Однако, с точки зрения учителей и психологов, прибегать к домашнему обучению надо только в самом крайнем случае, когда хроническое заболевание действительно не позволяет ребенку учиться вместе с другими детьми.
Дело в том, что обучение на дому заметно усугубляет психоэмоциональные проблемы ребенка. Отсутствие общения со сверстниками приводит к нарушению процессов социализации. Ребенок становится еще более стеснительным, замкнутым или, наоборот, излишне агрессивным. Он просто не умеет находить общий язык с другими людьми. Ощущая себя затворником, ребенок все больше и больше начинает зависеть от родителей, перестает верить в свои силы, у него снижается самооценка.
Ищем равновесие
Перед родителями ребенка с хроническим заболеванием стоит очень и очень непростая задача: найти тот способ воспитания, который учитывал бы наличие болезни, но при этом позволял расти и развиваться правильно. Это требует труда и внимания всей семьи. Для решения каких-то конкретных задач приходится обращаться к психологам, но существуют и общие принципы.
Не стоит требовать от ребенка слишком многого. Родители ни на минуту не забывают о серьезных патологиях, таких как диабет или хронический пиелонефрит, но часто недооценивают пагубное влияние «обычного» хронического тонзиллита или гастрита. Но капризы, раздражительность, плохие отметки и замечания в школе в этом случае — не вина, а беда больного ребенка. При этом, помня о болезни и ограничениях, которые она накладывает, воспитывать ребенка надо так, как будто он совершенно здоров: не давать ему погружаться в болезнь, жалеть себя, не закутывать его в вату. В этом деле хорошо помогают закалка и физические нагрузки. Чем слабее ребенок, чем более выражена у него болезнь — тем больше нужны ему зарядка и гимнастика. Естественно, все упражнения должны быть тщательно подобраны врачом. Их регулярное, ежедневное выполнение не только помогает бороться с болезнью, но и заметно подбадривает ребенка: «Я не болен, я многое могу!»
Дети с хроническими заболеваниями медленно и сложно приспосабливаются к школьной учебе. Период адаптации, занимающий у здоровых детей пару месяцев, у нездорового ребенка может растянуться на год-полтора. Поэтому родителям надо, не позволяя себе потакать ребенку, тщательно следить за его режимом. Достаточное количество сна, дробное выполнение домашних заданий с частыми перерывами на физическую активность, ежедневные длительные прогулки позволяют снизить нер-возность и излишнюю эмоциональность ребенка, возвращают ему уверенность в себе.
Помня о возможных проблемах со сверст-никами, родителям ребенка рекомендуется часть процесса социализации взять на себя: приглашать других детей в гости, устраивать общие детские праздники — одним словом, мягко и ненавязчиво стимулировать вхождение ребенка в детский коллектив. При таком подходе никакая болезнь не помешает ребенку расти с радостью и удовольствием.
Самые частые хронические патологии у детей
Хроническим называют заболевание, которое длится больше нескольких месяцев. Патология может затрагивать ЛОРорганы (хронический синусит, хронический аденоидит, хронический тонзиллит и т.д.), дыхательную систему (бронхиальная астма и т.д.), опорнодвигательный аппарат (нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие), зрительный аппарат (астигматизм, косоглазие, нарушения зрения), мочеполовую систему (хронический пиелонефрит, хронический цистит), желудочнокишечный тракт (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), эндокринную систему (сахарный диабет) и т.д.
<<<назад |
ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ |