О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Заграница нам поможет
Обычно отдых ассоциируется с праздником живота, обильными возлияниями и ночными посиделками. Коне... далее  


Мама - главное слово
Мама — именно тот человек, который стремится защитить ребенка от всех бед и невзгод. И... далее  


Кофеиновый маньяк
С зернами кофе люди знакомы очень давно, а в современном мире утренняя чашечка эспрессо или ... далее  


Веселая азбука
  Многие стремятся сделать из ребенка вундеркинда и хотят, чтобы он как можно ... далее  


Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал... далее  

Среди людей

Хорошее образование и благородное воспитание далеко не всегда гарантируют успешность. Когда речь идет о достижении положительного результата в каком-либо деле, победу чаще всего одерживают те, кто может эффективно взаимодействовать с другими людьми, находя для этого наиболее приемлемые инструменты. В этой связи мы все чаще слышим о социальном интеллекте — давайте посмотрим, насколько он развит у нас с вами.

Ольга Казакова

 

Одни люди от природы наделены рядом качеств, благодаря которым могут без особого труда добиваться того, что пожелают, — это настоящие баловни судьбы. Гибкость и живость ума, высокий уровень коммуникабельности и работоспособности, харизма — с такими качествами рождаются не все, а счастья-то хочется! Что делать? Развивать свой социальный интеллект!

 

Истина 1. Природный интеллект не то же самое, что интеллект социальный

 

Высшее образование и прочтение многотомников не гарантируют того, что человек в общественной и деловой сфере будет чувствовать себя как рыба в воде. Достаточно вспомнить, что некоторые ученые больше напоминают «городских сумасшедших»: они стеснительны, замкнуты, порой даже неадекватны.

 

Иными словами, человек может быть достаточно образован, иметь высокий уровень IQ, но при этом его социальный интеллект будет совсем невысоким. И наоборот. Это не руководство к действию, любой профессионал должен быть образован, но если при этом он еще и обладает высоким социальным интеллектом — это 90% успеха.

 

Зачем нам нужен социальный интеллект? Дело в том, что он обеспечивает успешное взаимодействие с окружающими, способствует быстрому налаживанию контактов и умению уходить от них без стрессов, а как результат — достигать поставленных целей. Это незаменимое качество для профессий, предполагающих работу с людьми.

 

Как распознать человека, обладающего высоким социальным интеллектом? Довольно часто людей без необходимого образования и опыта работы выбирают на должности, которые должны были бы достаться более образованным кандидатам. Такие таланты не связаны с эрудированностью человека, но, по сути, это и есть показатель социального интеллекта.

 

В обычной жизни социальный интеллект проявляется следующим образом:

• ситуативное сознание. Человек тонко чувствует любую ситуацию и подстраивается под нее (например, не рубит правду-матку, если это может плохо обернуться);

• сопереживание. Способность выслушать, понять, дать совет;

• присутствие. Человек владеет ситуацией — он имеет свою четкую позицию, но не навязывает ее, а заинтересован в том, что делает;

• ясность. В отношении него вряд ли уместны определения «мутный», «непонятный», «себе на уме».

 

И, конечно, люди с высоким уровнем социального интеллекта обычно позитивные личности, потому что с улыбкой легче достичь поставленной цели. А еще им сопутствует удача в личной жизни: человек с высоким уровнем социального интеллекта обычно гибок в отношениях, коммуникабелен, восприимчив к идеям и желаниям партнера.

 

Истина 2. Социальный интеллект — не врожденное свойство, а приобретаемое

 

Социальный интеллект можно развивать на протяжении всей жизни, исходя из собственного личного опыта. Для этого существует немало возможностей, и многое зависит от мотивации и истинного желания человека, поставленных им целей.

 

Как работать над развитием социального интеллекта?

 

Шаг 1. Объективная оценка уровня своего социального интеллекта при помощи специальных тестов.

 

Шаг 2. Формирование и формулирование наиболее значимого мотива, который движет действиями и определяет желания.

 

Виды мотивов:

• получение нужной информации;

• самозащита и защита близких людей;

• установление важных связей (личных, профессиональных);

• получение материальных благ;

• приобретение и сохранение социального статуса;

• привлечение и удержание партнера;

• повышение и удержание позитивной самооценки.

 

Такие мотивы подразделяются на множество конкретных и взаимосвязаны с другими.

 

Шаг 3. Целеполагание. Если мы знаем, какой основной мотив движет нами, нам легче ставить цели и постепенно приближаться к ним.

 

Шаг 4. Постоянная рефлексия (самоанализ), оценка различных ситуаций и своего поведения при тех или иных обстоятельствах. Сегодня проводятся многочисленные тренинги, на которых всех желающих учат руководить своей жизнью, используя возможности развитого социального интеллекта.

 

Мини-тренинг

 

Развитие социального интеллекта — это постоянная практика общения. Итак, необходимо:

 

1. Первое и самое главное — научиться находить подходящие к конкретной ситуации темы для разговора. Развитие социального интеллекта как раз и построено на поиске различных удобных моментов для разговора и общения.

 

Одним из эффективнейших упражнений по развитию социального интеллекта служит посещение различных семинаров, фестивалей, концертов и прочих крупных мероприятий. В таких местах, как правило, собираются люди, имеющие сходные интересы, именно поэтому завести разговор или познакомиться там намного проще, чем на нетематических собраниях. Чтобы найти тему для беседы, вы можете войти в роль ученика и расспросить окружающих о том, в чем, по-вашему, они разбираются.

 

2. Старайтесь при знакомстве с посторонним человеком видеть и представлять его лучшие черты характера, таким образом в вашем общении изначально зародится позитивное зерно.

 

3. Научитесь слушать и дослушивать. Задавать вопросы и поддерживать беседу нужно примерно в два раза менее активно, чем выслушивать собеседника. При этом ваш оппонент должен чувствовать неподдельный интерес и внимание с вашей стороны. Старайтесь не перебивать собеседника на полуслове.

 

Без слов

 

Социальный интеллект включает в себя также невербальную составляющую: умение понимать язык жестов, интонации, мимику, контекст, изменение настроения собеседника, осознание необходимости или, напротив, неуместности тех или иных слов и действий в конкретной обстановке. Как известно, одни и те же слова, произнесенные в разное время с разными акцентами и соответствующим выражением лица, могут иметь совершенно противоположный смысл. Важно все — изменение позы во время разговора, взгляды, движения.

 

Самым простым примером развития невербального компонента социального интеллекта является способность понимать намеки. Очень близко к ней умение «читать между строк». Нередко приходится слышать, что это своего рода таланты, а это еще раз подтверждает тот факт, что социальный интеллект отчасти носит врожденный характер.

 

Значение социального интеллекта не стоит преувеличивать, но нельзя и недооценивать. Развитие социальной составляющей при отсутствии должного внимания к развитию интеллекта в привычном понимании сужает масштаб перспектив для данной личности. Такие люди периодически появляются в масс-медиа, политике, культуре, однако отношение к ним зачастую оставляет желать лучшего. Про них говорят: «самоучка», «умеет подлизаться к начальству», «да ему просто везет» и т.д. А весьма ярким примером крайне низкого развития социального интеллекта на фоне гениальности является выдающийся математик Григорий Яковлевич Перельман. Его нежелание общаться с людьми, отрешение от славы и прочие странности уже стали притчей во языцех.

 

У Григория Яковлевича, кстати, немало единомышленников, в частности в стране Восходящего солнца (около 1 млн человек). Сами японцы называют этих людей «хикикомори» — они не стремятся к общению, живут на иждивении у родственников, не работают, не учатся, все время проводят в добровольном затворничестве. Доходит до того, что хикикомори может практически не покидать своей комнаты, только ночью тайком прокрадываясь к холодильнику. Подвержены этому состоянию в основном мальчики: непомерное трудолюбие японцев (традиция работать по 20 ч в сутки), необходимость в дальнейшем содержать семью — большая ответственность, создающая соблазн убежать от завышенных требований, скрыться в родительском доме и вообще ничего не делать. Это бегство от общества, которое кажется человеку чуждым, враждебным и агрессивным. В России хикикомори тоже встречаются, однако массовым социальным явлением их назвать пока нельзя. Впрочем, все еще впереди: повальное увлечение Интернетом, дауншифтинг «по-русски» и чрезмерная любовь многих родителей наталкивают подростков на мысль о преимуществах затворнического образа жизни и нецелесообразности развития социального интеллекта.

 

Синоним адекватности

 

Социальный интеллект — это общая способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении них. Люди, обладающие социальным интеллектом:

• способны предвидеть последствия своего поведения;

• адекватно проявляют свои эмоции;

• понимают логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия;

• понимают внутренние мотивы поведения людей.

 

Интересный факт

 

Общий интеллект человека, согласно психологической теории Гилфорда (Джой Пол Гилфорд (1897—1987) — американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии), включает в себя более 180-ти способностей (музыкальных, лингвистических, математических и др.). А социальный интеллект — особая способность.

 

Владимир Эрнстович Медведев, психиатр, психотерапевт, к.м.н.

 

Социальный интеллект определяется умением правильно понимать поступки людей и предсказывать последствия своих собственных. Уровень социального интеллекта действительно не связан с уровнем образования, поэтому зачастую люди с невысоким образовательным уровнем прекрасно разбираются в межличностных отношениях и социальных вопросах, в то время как «высоколобые интеллектуалы» оказываются плохо приспособленными к жизни в обществе. Уровень социального интеллекта определяется рядом специализированных психологических тестов, но в качестве экспресс-оценки высокого социального интеллекта можно проанализировать свою жизнь, ответив на ряд вопросов:

 

 Замечали ли вы, что можете заранее предугадывать события своей жизни?

 Часто ли подтверждается ваше первое впечатление о человеке?

 Легко ли вы можете договориться с другим человеком?

 Как быстро вы достигаете желаемого результата, если решение вопроса связано с необходимостью общения с малознакомыми людьми?

 

Ответив положительно на эти вопросы, вы подтвердите свою принадлежность к людям с высоким социальным интеллектом.

 

 

Упражнение

 

Составьте список выдающихся личностей, которые, по вашему мнению, являются гениями социального интеллекта. Подумайте, что именно делает их такими, какими умениями и навыками они обладают. Выпишите эти умения на отдельный лист и регулярно уделяйте их развитию хотя бы полчаса в день.

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...