О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Продлить молодость
В жизни каждой женщины — у кого-то раньше, у кого-то позже, наступает особый период. Это вр... далее  


Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе... далее  


Исмиген: в ответе за иммунитет
Скоро стартует сезон отпусков, выезд на море — отличный способ укрепить иммунитет. Но от не... далее  


Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств... далее  


Хороший стимул
Чего только не готов съесть и выпить современный житель большого города, чтобы повысить иммунитет... далее  

Ребенок с сахарным диабетом и школа

Во всем мире врачи­эндокринологи призывают людей с сахарным диабетом (СД) воспринимать этот диагноз не как страшную болезнь, а как образ жизни. И особенно это относится к детям (только в этом им обязательно должны помочь взрослые!). Поэтому одна из обязанностей и родителей, и школы по отношению к ребенку, больному СД, — помочь ему адаптироваться к окружающему миру, научиться не бояться своей болезни, а управлять ею.

 

Под контролем, но не под колпаком

 

Родители обязательно должны рассказать о болезни своего ребенка классному руководителю, а тому, в свою очередь, следует проинформировать остальных педагогов, особенно учителя физкультуры, и попробовать сделать так, чтобы и взрослые, и сверстники правильно относились к этому ребенку.

 

Дети с СД должны жить полноценной школьной жизнью и принимать участие во всех классных мероприятиях. Конечно, это потребует большего внимания и организационных хлопот (к сожалению, часто учителю гораздо проще запретить ребенку с СД участвовать в походах, экскурсиях и соревнованиях), но иначе этот ребенок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома, семьи и растущего комплекса неполноценности. А ему чрезвычайно нужны такие жизненные ситуации, в которых он мог бы получать опыт, дающий ему возможность самостоятельно справляться со своим недугом.

 

Дети есть дети, и даже самые старшие школьники, учащиеся выпускных классов, нуждаются в ненавязчивом, осторожном присмотре. Это вовсе не означает, что ученики с СД должны быть объектом особого покровительства — нет, они должны в такой же мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе, вызванной теми критическими ситуациями, в которых они могут оказаться из-за болезни.

 

Нештатная ситуация

 

Эффективный контроль за течением сахарного диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с СД, даже у тех из них, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи возникновения внезапной гипогликемии. Это может произойти, если:

·         была сделана инъекция слишком большой дозы инсулина;

·         ребенок пропустил очередной прием пищи или съел слишком мало;

·         имела место значительная физическая нагрузка без дополнительного приема углеводов.

 

Поскольку ребенок, особенно в младших классах, не всегда может сам определить признаки гипогликемии, важно, чтобы учитель мог это сделать и срочно принять необходимые меры. Основные симптомы гипогликемии: потливость, дрожание рук, озноб, нервозность, ощущение слабости, чувство голода, возможны нарушения зрения, слуха и координации движений, потеря сознания.

 

Но обычно дети (кроме самых маленьких, которые могут сразу потерять сознание) сами чувствуют наступление гипогликемии. В такой ситуации учитель лишь должен помочь ученику не растеряться и, независимо от того где тот находится (например, на уроке), срочно съесть или выпить что-нибудь сладкое.

 

В случае удовлетворительного самочувствия ребенка учитель может разрешить ему выйти из класса и пойти поесть в школьной столовой, но обязательно с сопровождающим и убедившись, что у него с собой есть подходящая еда.

 

При этом нет необходимости отправлять ребенка с уроков домой — состояние гипогликемии обычно проходит через 10–15 минут после еды. Однако, если эта ситуация возникла в конце учебного дня (на последнем уроке, в раздевалке перед уходом домой), ребенка, после того как он поест, нужно отправить домой с сопровождением (или вызвать для этого его родителей).

 

Родителям необходимо постоянно следить за тем, чтобы у ребенка с СД на такой случай в портфеле всегда были маленький пакет сладкого фруктового сока, или несколько кусочков сахара, или печенье (помимо глюкометра и шприца-ручки с инсулином, которые постоянно должны быть с собой). Тщательное соблюдение этого правила особенно важно в тех случаях, когда ребенку предстоят занятия физкультурой или длительные экскурсии.

 

В случае если ребенок потерял сознание, нужно немедленно вызвать скорую помощь. Нельзя пытаться влить ему в рот сладкий чай или иную жидкость — он может захлебнуться.

 

Помощь медперсонала

 

В тех школах, где медицинская сестра остается в кабинете в течение всего учебного дня, именно она может помочь учителю и самому ребенку в решении связанных с болезнью проблем. Родителям ребенка следует обязательно встретиться с ней, а также принести в школу дубликат выписки из истории его болезни. Как правило, медицинская сестра заполняет карточку, в которую вносится следующая информация:

·         Ф.И.О. ребенка;

·         число, месяц, год рождения;

·         класс;

·         домашний адрес, телефон;

·         сведения о родителях (их Ф.И.О., телефоны, место работы);

·         сведения о вводимом инсулине (тип инсулина, доза введения);

·         Ф.И.О. и телефон лечащего врача-эндокринолога.

 

Медсестра, по договоренности с родителями, может иметь в кабинете запасные одноразовые инсулиновые шприцы, инсулин, глюкометр, а также препарат для лечения тяжелых форм гипогликемии. Все необходимые средства могут быть представлены в медицинский кабинет родителями ребенка с диабетом.

 

Материал подготовлен на основании Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ «Дети с диабетом в школе» (Шапошникова Т.Д., М., 1997).

 

Материал подготовлен на основании Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ «Дети с диабетом в школе» (Шапошникова Т.Д., М., 1997).

<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...