О журнале
Новости законодательства
Контакт-центр АТР
Контакты
Обратная связь

Высокий сезон}Высокий сезон} Конкурс}Конкурс} Для всей семьи}Для всей семьи} Актуально}Актуально} Интервью}Интервью} О детях}О детях} Новый взгляд}Новый взгляд} Женское здоровье}Женское здоровье} Психология}Психология} Отдых и путешествия}Отдых и путешествия} Моя аптека}Моя аптека} Мода и красота}Мода и красота}
Высокий сезон
Конкурс
Для всей семьи
Актуально
Интервью
О детях
Новый взгляд
Женское здоровье
Психология
Отдых и путешествия
Моя аптека
Мода и красота

Новое на сайте

Интересное положение: идем в декрет
Ожидание малыша — всегда радостное событие. Столько всего нужно успеть: купить «... далее  


Такая же как все, только лучше
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и зависим от мнения окружающих — нам не ... далее  


Лучшие из лучших
В мае стартует уникальное событие на аптечном рынке России — первая международная фармацевт... далее  


Блокада боли
Как часто мы до последнего игнорируем свое состояние и задумываемся о посещении врача только тогд... далее  


Пять досадных промахов медицины
С древних времен врачи постоянно открывают новые патологии и заболевания, к сожалению, это непрер... далее  

«Здравствуйте, я медицинский представитель!»

Взаимоотношения фармацевтических работников и медицинских представителей неоднозначны, но часто предполагают взаимную выгоду. В начале 2012 года вступил в силу Федеральный закон №323­ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором в том числе рассматривается форма данных взаимоотношений. Поскольку прошло не так много времени, серьезная практика применения закона еще не накоплена, но давайте посмотрим, как он может сказаться на повседневной работе первостольника.
 
 
74 статья закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» запрещает взаимодействие фармацевтических компаний с аптеками напрямую, но это не означает, что разрешено общение с рекламными агентствами или некоммерческими структурами, являющимися посредниками производителей. Безусловно, сложные схемы взаимодействия труднее поддаются контролю надзорных органов, но в итоге данный факт является правонарушением. Под действие закона попадают взаимоотношения с производителями любых ЛС и изделий медицинского назначения, а вот о производителях БАДов в нем не говорится.
 
 
Интересно, что формально закон не действует в отношении самой аптечной организации, поскольку с юридической точки зрения организация и руководитель это разные лица. Часто договор с аптекой подписывается не генеральным директором, а его доверенным лицом.
 
 
1. Фармацевтические работники и руководители аптек не вправе принимать от фармкомпаний подарки и денежные средства, в том числе оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и т.д., а также участвовать в меропри­ятиях, проводимых за их счет
 
Подарок — это любое безвозмездно передаваемое имущество или услуга, оказанная за счет фармкомпании. Следовательно курсы повышения квалификации или дополнительное образование для первостольников тоже оказываются под запретом.
 
Закон не определяет минимально разрешенную стоимость подарка, поэтому под его действие попадают даже ручки и ежедневники. Сувенирная продукция по своему правовому статусу является рекламой, согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 г. № 108­ФЗ «О рекламе», но здесь есть небольшая тонкость. Этот же закон гласит, что «реклама — это распространяемая в любой форме рекламная информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц».
 
 
Индивидуальное вручение ручки фармацевту — это получение подарка, а если тот же фармацевт посетил выставку, где ручки разложены на столе по принципу «подходи — бери» — это реклама в профессиональной медицинской среде. Представители фармкомпаний часто пишут на своей сувенирной продукции фразу «для конференции», но, если первостольника поймают за руку, особой силы эта лазейка в законе в виде якобы посещения конференции иметь не будет.
 
 
Однако Федеральный закон №323­ФЗ не ограничивает trade marketing, когда сувенирная продукция передается в ЛПУ или аптеку как в юридическое лицо.
 
 
2. Фармацевтам и провизорам запрещено получать от фармкомпаний образцы препаратов и медицинских изделий для вручения населению
«Образец» — это доброкачественный препарат, который безвозмездно передается для ознакомления или использования по назначению. Из фразы «для вручения населению» можно сделать вывод, что первостольник может взять образец, ознакомиться с ним и продемонстрировать коллегам или покупателю. Но следует соблюдать осторожность, например, факт передачи нескольких образцов вызывает резонный вопрос: для чего это сделано, если не для дальнейшего распространения?
 
Но, как уже говорилось выше, формально на аптечную организацию этот запрет не распространяется. С юридической точки зрения, аптека может заключить с производителем договор дарения или пожертвования и официально получить образцы для сотрудников по накладной.
 
 
3. Аптеки не могут заключать соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий
 
Сейчас недостаточно судебной практики, чтобы однозначно сказать, является ли выкладка товаров по схеме заказчика (мерчандайзинг) правонарушением, поскольку согласно статьям 437 и 494 Граж­данского кодекса РФ размещение товара на витрине — это тоже предложение к продаже.
 
Относительно правомерности установления плана закупок товара аптекой и стимулирующих выплат фармкомпании за их выполнение (акций) тоже ведутся дискуссии. Данное соглашение не является прямой гарантией рекомендации товара населению, но желание выполнить план и получить бонус косвенно влияет на первостольника.
Фармкомпании часто раздают схемы по рекомендации препарата в зависимости от симптомов и обстоятельств. Стоит с осторожностью относиться к ним, поскольку это может стать косвенным доказательством соглашения с аптекой. Аналогичная ситуация и с образцами для демонстрации покупателям: зачем показывать, если не предлагаете купить?
 
 
4. Первостольники не должны предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии препаратов, имеющих одинаковое МНН, в том числе скрывать информацию о наличии лекарств и медицинских изделий, имеющих более низкую цену
 
Данный пункт вызывает много вопросов, особенно в свете вступления в силу с 1 июля закона об обязательной выписке по МНН. Если покупатель пришел за определенным препаратом, нужно ли читать лекцию об аналогах и их стоимости? Нужно ли рассказывать только про то, что есть в аптеке, или про все существующие? Очевидно только то, что, если покупатель интересуется, ему следует предложить альтернативу.
 
 
Анна Владимировна Родина, руководитель группы аптечных подразделений ГУП «Столичные аптеки»
 
 
Аптечные сотрудники могут свободно посещать медицинские выставки и конференции и использовать полученные сувениры в своей профессиональной деятельности, если на них имеется надпись «для конференции».
 
Сувенирные блокноты нельзя использовать для записей, которые будут переданы покупателю.
 
Демонстрационные упаковки можно принимать в количестве одной, безопасней всего, если это будет просто пустая упаковка.
 
Лучше воздержаться от индивидуального общения с медицинским представителем и предоставить ему возможность провести в аптеке фармкружок, который будет расцениваться как «мероприятие, повышающее профессиональный уровень сотрудников», где также можно получить сувениры и прочую рекламную продукцию. В некоторых сетях необходимо получить разрешение в офисе на проведение фармкружков.
 
Сотрудники аптеки могут участвовать в научной деятельности, проводимой фармкомпанией, и выступать с лекциями и докладами на различных профессиональных мероприятиях.
 
Аптека вправе установить свой порядок посещения медицинских представителей.
 
Все перечисленные меры предосторожности не касаются производителей БАДов.
<<<назад

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ
Идеальный первостольник
Какие качества выделяют наиболее ценного сотрудника аптеки? Каким видит фармацевта потенциал...

Яркая новинка
Компания ПАО «ОТИСИФАРМ» представляет хит-новинку в сегменте противогрибковых средств...

Последователи Дракулы
О чем мечтает каждый горожанин летом? Поскорее выбраться на природу: прогуляться по лесу, уе...

Почему стучит "мотор"?
  Эксперт Светлана Мордвинова, врач профилактической медицины   У жител...